Цветовая схема:
Отработав ночную смену у станка, он бежал утром на репетицию в казачий хор. А вечером – снова на завод. Надо было кормить жену и новорожденную дочку, поэтому работал в несколько смен. Те напряженные годы, Андрей Герасимов – ныне солист Красноярского государственного театра оперы и балета, обладатель красивого лирического тенора, всегда вспоминает с благодарностью: «Мой заводской стаж – почти десять лет. Я должен был это пройти, чтобы понять жизнь и цену творчества».
Футбол или «музыкалка»?
Маленький Андрюша с раннего детства всегда что-то напевал. В домашнем архиве семьи Герасимовых до сих пор хранится магнитофонная бабина с записью новогодней песенки, где детский высокий голос старательно выводит: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла».
Отец Андрея хорошо играл на баяне, младший брат Дмитрий, тоже пошел в этом направлении. Не так давно стал лауреатом Всероссийского конкурса баянистов. Андрея в музыкальную школу Липецка привела бабушка. Там было всего два отделения: «дирижер хора» и «баян». Преподавателям мальчик понравился, все складывалось удачно. Но эпопея с «музыкалкой» в жизни Андрея заняла всего два месяца.
- К тому времени я уже занимался футболом и танцевал в детском образцовом ансамбле «Искорка». Нагрузка оказалась серьезной и успеваемость в школе пошла на нет. Тут мама забеспокоилась….родители решили от чего-то отказаться. Выбор пал на музыкальную школу. Я тогда не очень расстроился. А в «Искорке» оттанцевал 19ть лет. Петь продолжал, но больше для себя.
Этот дар Андрея выручил его, когда начались проблемы с ногой, и танцевать уже было нельзя. Тогда юноше предложили прослушаться у Леонида Милованова – художественного руководителя государственного ансамбля танца «Казаки России».
В вокальной группе коллектива как раз не хватало мужских голосов. По словам Герасимова, услышав казачьи песни в исполнении вокалистов ансамбля, он был потрясен красотой и мощью народной мелодии. Прослушивание состоялось успешно, способного юношу приняли в коллектив.
- Это было замечательное время! Я продолжал работать на заводе и пел в «Казаках» …на добровольных началах, ничего за это не получая. Но мне было интересно. Мы много гастролировали. Побывали в Европе, Корее, выступали в Японии. В Липецке меня стали узнавать. Но ни о какой опере я тогда не помышлял.
Вся жизнь - игра
Часто так бывает, что в судьбе человека сдавать карты начинает случай. Так было и в жизни будущего оперного певца.
Андрея услышал бывший директор областной филармонии – Николай Степанович Копытов.
- Он предложил позаниматься со мной. Вскоре сказал, что голос у меня – академический, а не для «народных песнопений» и надо развиваться в этом направление. Убеждал ехать в Москву, получать высшее профессиональное образование. Поступать в консерваторию, пока не поздно. Я вполне мог успеть, было мне 25ть лет. Но дочке тогда едва исполнилось 4 месяца… и как я мог оставить семью в таком положении? Несмотря на все уговоры Николая Степановича, остался дома.
Николая Копытова нынешний солист Красноярской оперы считает своим первым учителем в профессии. С благодарностью вспоминает уроки, что брал у него.
И все – таки учиться в Москву поющий рабочий уехал. Спустя четыре года. Жизнь сделала очередной резкий поворот в его судьбе. Расставшись с женой, Андрей решился начать все с нуля.
- Из-за возраста я не решился поступать в консерваторию, т.к. были какие-то предварительные разговоры с специалистами, прослушивания. Мне сказали: «Голос хороший, данные есть, но вам уже 29ть лет. Если придет 18-летний мальчик, и даже споет хуже вас, возьмем его. У него больше перспектив. Надо было приходить раньше».
Другой бы после таких неутешительных перспектив, развернулся и поехал домой, но упрямство Льва – (знак Зодиака Герасимова) - не позволило ему так легко отступить. Он сдает документы в музыкальный колледж при Консерватории им. П.И. Чайковского, который из-за своего адреса частенько называют «мерзляковкой».
«Возвращайтесь домой!»
Первый тур на экзаменах в колледж отпел успешно, был допущен ко второму, но тут документы Андрея увидела директор учебного заведения- легендарная Лариса Леонидовна Артынова. Увидела и категорически заявила:
- Забирайте документы, деточка! Никакого второго тура. Вы опоздали.
- Это была необыкновенная, стержневая женщина. Очень жесткая. Когда я поступал, ей было уже 90 лет, но она обладала здравым умом, железной волей. Авторитет в музыкальных кругах огромный! Только директором колледжа она проработала сорок лет. И вот представьте, я уже получил допуск на второй тур, а она меня выгоняет. Мол, мне в этой профессии поздно начинать. За меня заступились члены приемной комиссии. С большим трудом она согласилась дать мне возможность выступить на втором туре. Сказала при этом, что все - равно, как бы я не спел, меня не примут.
На экзамен Андрей шел во всеоружие. Со стремлением, всем доказать, чего он стоит. Но ему предстояло выдержать еще одно испытание. Директор Артынова, едва он предстал перед комиссией, в которой она председательствовала, окончательно решила «завернуть» парня из Липецка:
- Не надо петь, мы не будем слушать, не теряйте времени. Если так хотите учиться, поступайте на платное отделение.
От обиды и несправедливости, к горлу абитуриента подступил комок, он с трудом сдержался, чтобы не сказать женщине резкость.
Тогда свое слово сказал профессор Петр Скусниченко:
- Мы не можем так поступить с парнем. Пусть хотя бы споет. Ведь он готовился.
Недовольно хмурясь, директор уступила, со словами, что это все равно не изменит ее решения.
- Это были для меня очень тяжелые минуты. Я чувствовал себя, словно на качелях. Посмотрел на концертмейстера, а она мне одобрительно так шепчет: «Ну, давай, терять тебе нечего. Спой так, чтобы у них, дыхание перехватило». Ее слова меня мобилизовали, и я выдал, - вспоминая тот непростой эпизод своей жизни, Андрей улыбается. Признаваясь, что тогда ему было не до смеха.
Когда Андрей закончил петь, Лариса Леонидовна Артынова сказала:
- Деточка! Я беру все свои слова обратно. Вы приняты. Но вы взрослый человек, вам надо оплачивать свое обучение. Приходите ко мне утром, я займусь вашим трудоустройством.
Она сдержала свое слово, порекомендовала теперь уже студента, в ансамбль военной песни им. Александрова. Но когда худрук хора сообщил, что берет Герасимова в штат, тот уже успел устроиться в Московский театр оперетты.
Фигаро здесь! Фигаро там!
Днем учился в колледже (педагог по специальности – профессор, народный артист, солист Музыкального театра В.И. Немировича – Данченко – Леонид Екимов), а вечерами – выходил на сцену в музыкальных спектаклях. (С тех пор в его репертуаре появились арии Мистера Икс и другие хиты оперетты). И так - все годы обучения в «мерзляковке». В училище он был самым взрослым. Наверно поэтому, преподаватели считали, что Герасимов в ответе за своих младших товарищей по учебе. И при всех ЧП, разборки начинались с него. Учебы в колледже и работы в театре упрямому и работоспособному студенту оказалось мало. Он стал выступать в составе академического камерного хора под управлением Владимира Минина.
Позднее успел поработать в уникальном детском музыкальном театре Натальи Сац.
После учебы в Музыкальной Академии им. Гнесиных, Андрей работал в Омском Музыкальном театре. Из того периода с благодарностью вспоминает работу с оперным режиссером из Екатеринбурга Кириллом Стрежневым. Режиссера пригласили в Омск ставить комическую оперу Гайдана «Влюбленные обманщики», где Андрей выходил в одной из центральных партий.
- Вот это гений! Как он умеет раскрепостить артиста, тактично, тонко. Если увидел, что ты зажался, что-то не получается, Кирилл Савельевич прищурится, посмотрит на тебя, потом всех отпустит и будет работать только с тобой. В этой опере я реализовался как актер. Мне было очень интересно. Сейчас, работая в «Любовном напитке», я получаю удовольствие, что партия требует не только мастерства оперного певца, но и показать актерскую игру.
Новый этап
В Красноярском театре оперы и балета Андрей Герасимов работает всего второй сезон. На ярмарке певцов в Екатеринбурге его увидела художественный руководитель красноярской оперы – Вера Баранова. Профессиональным взглядом она сразу заприметила обаятельного обладателя лирического тенора и пригласила на работу в театр. За это время Андрей введен на партии: Водемона в «Иоланте», Ленского в «Евгении Онегине». Недавно предстал как Неморино в премьерном «Любовном напитке». Самостоятельно разучил труднейшую партию русской оперной классики – Германа из «Пиковой дамы». Принимает участие в концертах.
Частенько бывает, что начав свой творческий путь с энтузиазмом, спустя годы, артист охладевает к профессии и воспринимает ее, только как рутинную работу. Но с Андреем Герасимовым – случай иной. Он воодушевлен профессией оперного певца. Работа в театре не приелась и сейчас. Каждый выход в спектакле до сих пор волнует и тревожит. Красноярская публика, недоверчивая к новичкам, всегда тепло принимает артиста, отзываясь на его мастерство вокалиста и обаяние.
Послесловие
Новый город, новый театр – это всегда испытание Начинать с нуля непросто. Обрести своего слушателя не у всех получается. Хотелось бы, чтобы красноярская публика полюбила и по достоинству оценила, несомненно, талантливого певца. Пусть Красноярск станет для Андрея родным городом.
Галина ЭЙСНЕР
"Стрелка name",15.05.2011 г.