Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

17.09.2014

Дирижёр Александр Косинский: «Музыка— это искусство эмоций»

Более тысячи спектаклей, более шестидесяти оперных и балетных постановок, десятки концертных программ… Александр Косинский более тридцати лет жизни посвятил Красноярскому театру оперы и балета и его зрителям. В этом году состоялся бенефис дирижёра, посвящённый и юбилею театра, и 35-летию работы в нём.

“В театре для меня нет рядовых спектаклей, каждый уникален, его повторить нельзя, — признаётся Александр Хрисанфович. — И я знаю, что от меня зависит, придёт ли зритель в театр ещё раз”.

Александр Косинский— Александр Хрисанфович, после окончания Одесской консерватории Вы были дирижёром оперной студии и студенческого симфонического оркестра Одесской консерватории. А ведь в Одессе есть ещё и знаменитый старинный театр оперы и балета. Почему решили когда-то принять приглашение молодого Красноярского театра?

— Это был очень первый главный дирижёр нашего театра Игорь Шаврук. До приглашения в Красноярск он был дирижёром Одесского оперного театра и хорошо меня знал. Надо сказать, что музыкальный уровень первых спектаклей театра, поставленных им в качестве музыкального руководителя, был очень высоким. Это касается и оркестра, и солистов. В работе он не пропускал ни одной мелочи. Репетировал очень тщательно. При этом оставался доброжелательным, обаятельным человеком и всеобщим любимцем. К слову, на предложение поработать в Красноярском театре откликнулись ведущие солисты, творческие работники многих театров Советского Союза. А для меня это стало началом новой жизни. Раньше я никогда не был в Сибири, но в Одессе у меня была знакомая родом из Красноярска, а также приятель, который был режиссёром Красноярского ТЮЗа. Они рассказывали мне много интересного о сибирском городе.

— Вы являетесь музыкальным руководителем оперных и балетных постановок. А как дирижёр может быть руководителем постановок?

— Под словом “постановка” подразумевается все составляющие спектакля — музыка, исполняемая оркестром, солистами, хором, режиссура, сценография. Музыкальный руководитель постановки прежде всего готовит музыкальную часть — репетирует с оркестром, солистами и хором. Это не только большая по объёму работа. Дирижёр — основной исполнитель оперного спектакля. Он должен свести в единое музыкальное целое звучание оркестра, солистов, хора. От него зависит не только ансамблевая точность, темпоритм спектакля, но и выразительность каждой фразы, живое развитие музыкальной драматургии.

— Некоторые считают, что каждый дирижёр может дирижировать в любом спектакле театра. Достаточно просто открыть ноты. Но в репертуарах, как правило, определённый дирижёр отвечает только за часть постановок…

— По этому поводу есть много шуток и анекдотов. Есть мнение, что можно перед оркестром поставить метроном, который вообще “ничего не знает” о произведении, даже фамилии автора, и оркестр как-то будет играть. Вопрос в том, как слышит дирижёр то или иное произведение. Музыка — это искусство эмоций. Они должны волновать дирижёра, дирижёр должен увлечь оркестр, солистов, хор, исполнение должно увлечь публику. Для этого нужно знать партитуру изнутри, чувствовать, слышать её в деталях и целиком. Что касается дирижирования оперным произведением, то предпочтительно знать партитуру на память и пореже в неё заглядывать, что обеспечит более тесный контакт со сценой, солистами и хором, которые, исполняя сложные вокальные партии, заняты ещё и в сценическом действии и нуждаются во внимании и поддержке дирижёра.

— У Вас имеется опыт управления симфоническим оркестром. Скажите, есть ли разница в управлении таким оркестром и оркестром театра опера и балета?

— Если говорить об оперном спектакле, то здесь у дирижёра гораздо больше выразительных средств. Это не только оркестр. Это солисты, хор и балет, это сценография, свет. Это развивающееся сценическое действие, часто достаточно динамичное. В симфонической музыке ничего этого нет. Есть музыкальная форма, она как правило, достаточно традиционна, но при этом наполняется колоссальной палитрой оркестровых выразительных средств. Музыкальные образы симфонической музыки не такие конкретные, они достаточно абстрактны, и взаимоотношения их более сложные. Роль оркестра при этом несколько иная. Симфонический оркестр не связан ни сценическим действием, ни аккомпанементом. В распоряжении дирижёра большой состав оркестра и вся роскошь оркестрового звучания.

— Вашей первой театральной постановкой в Красноярске стал балет Дмитрия Шостаковича “Барышня и хулиган”. И сейчас в Вашем репертуаре есть балетные спектакли. Почему в программу бенефиса “Опера навсегда”, который недавно состоялся в театре, вошла только оперная классика? А как же балет?

— То, что в бенефисе не было балета, обусловлено тем, что оркестр находился на сцене, и для балета попросту не было места. Кроме того, таким был мой принципиальный выбор.

Дирижируя оперой, балетом, симфоническим оркестром и любя все эти жанры, я все-таки выбрал название “Опера навсегда”, потому что опера затрагивает в моей душе самые сокровенные струны. Наверное, сказать, что больше всего я люблю оперу, было бы не совсем правильно, но и отрицать это не стану.

— Расскажите, пожалуйста, о работе в академии музыки и театра.

— Прошедший учебный год в Красноярской академии музыки и театра для меня был знаменателен тем, что впервые силами студентов мы с режиссёром Вавиловым поставили полноценный дипломный оперный спектакль. Это была опера Моцарта “Свадьба Фигаро”. В спектакле целый ряд очень удачных, по настоящему профессиональных работ. Постановка получила высокую оценку председателя государственной комиссии художественного руководителя молодёжной оперной труппы Государственного академического Большого театра России Дмитрия Вдовина, который всем исполнителям поставил пять баллов. Сложность студенческого спектакля состоит в том, что состав исполнителей меняется каждый год, тем не менее спектакль мы намерены оставить в репертуаре академии, и он будет показан на госэкзаменах в конце нынешнего учебного года.

Александр Косинский— Поделитесь творческими планами на новый театральный сезон.

— В этом сезоне я буду ставить комическую оперу Мориса Равеля “Испанский час”. Очаровательная музыка, в которую нельзя не влюбиться, забавный сюжет. Впервые в России эта опера была поставлена в 1978 году в Большом театре, в настоящее время в России, насколько мне известно, идёт только в Санкт-Петербурге в Мариинском театре. Оперные театры редко обращаются к классике XX века. Она ставит перед исполнителями ряд сложных задач, которые не каждый вокалист может преодолеть. В нашей постановке уже определён состав исполнителей, и надеюсь, будут интересные, яркие работы. Вокальные партии оперы построены на диалогах, в связи с чем традиция ставить оперы на языке оригинала, мне кажется, здесь не совсем уместна. Когда речь идёт об операх с развитым мелодическим началом, таких, как “Кармен” или “Фауст”, или тем более итальянская классика, то вопросов не возникает. Ставить нужно на языке оригинала! В комической опере, особенно XX века и особенно в операх, написанных на неизмененный текст литературного первоисточника, всё несколько сложнее. Опера “Испанский час” написана на текст комедии Франк-Ноэна, который Равель оставил без изменения (подобно “Женитьбе” Мусоргского на текст Гоголя). В этой опере невозможно следить за бегущей строкой и сверять её с каждым словом, каждой репликой исполнителей. Думаю, что по этой причине в Мариинском театре опера идёт на русском языке. Полагаю, что и мы в интересах публики будем исполнять её на русском, с некоторыми вкраплениями французского.

Премьера назначена на начало марта 2015 года. Ставить будет режиссёр из Москвы Оксана Рыбалака.

В этом сезоне я также продолжаю дирижировать в филармонии циклом воскресных абонементных симфонических концертов. Я стараюсь, чтобы концерты были интересными и разнообразными, чтобы в них принимали участие и юные исполнители, уже заявившие о себе, и мастера, и лучшие солисты нашего оперного театра. И мне приятно отметить, что с каждым годом эти концерты вызывают всё больший интерес юных и взрослых слушателей концертов.

ДОСЬЕ

Александр Хрисанфович Косинский родился на Украине в городе Запорожье. Музыкальное образование получил в Одессе. После окончания Одесской государственной консерватории был приглашён на место дирижёра студенческого симфонического оркестра и дирижёра оперной студии Одесской консерватории.

В 1978 году Александра Косинского пригласили в Красноярский государственный театр оперы и балета, с которым связаны более тридцати лет его творческой деятельности.

На протяжении ряда лет руководил студенческим симфоническим оркестром Красноярской государственной академии музыки и театра, который под его руководством подготовил и исполнил ряд сложных концертных программ.

В течение тридцати лет ведёт класс “оперной подготовки” на кафедре сольного пения в Красноярской академии музыки и театра, доцентом которой является в настоящее время. Значительная часть ведущих солистов Красноярского оперного театра выпускники Косинского по классу оперной подготовки.

"Городские новости" №3042, 17.09.2014 г.