Цветовая схема:
Нынешний Год культуры в России уже начинает приносить красноярцам щедрые плоды. В первую неделю февраля в краевом центре состоялось одно из знаменательных событий в музыкальной культуре – премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов». Это поистине грандиозное событие – результат успешного сотрудничества трех российских театров - Красноярского театра оперы и балета, Большого театра и московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова. Спустя более 30-ти лет со дня первой постановки в Красноярске новый проект «Бориса» поразил меломанов и искушенных ценителей оперы масштабностью замысла и воплощения, невероятным подъемом интереса к отечественному оперному искусству. О том, как создавался спектакль, о трудностях и творческих удачах после нескольких месяцев работы, рассказал идейный вдохновитель проекта - музыкальный руководитель и дирижер постановки Дмитрий Волосников («Новая опера»), с сентября работающий в театре в качестве главного приглашенного дирижера.
— Дмитрий Георгиевич, случайно ли ваш выбор пал именно на «Бориса Годунова» и почему возникла идея совместного проекта с Большим театром и московским театром «Новая опера»?
— Предложение продолжить сотрудничество с красноярским театром возникло после участия в проекте «Царская ложа» в марте прошлого года. Вместе с солистами «Новой оперы», красноярскими артистами и оркестром мы представили концертную версию двух произведений Мусоргского – «Бориса Годунова» и «Хованщины». Так состоялось знакомство с труппой, и мне захотелось уже довести «Бориса Годунова» до большой постановки. И удивительно как-то сложилось, ведь нынешний год – юбилейный, мы отмечаем 175-летие рождения Модеста Мусоргского. Второй момент, определивший именно эту оперу – возможность использования уникальных декораций и костюмов Большого театра из спектакля «Борис Годунов» постановки 2007 года, который уже был снят с репертуара. Возникла идея сотрудничества, подписан договор об аренде в течение нескольких сезонов. Хотелось сделать серьезную качественную работу, возможно, пойти по наиболее сложному пути. Поэтому мы предложили руководству театра заказать специально для красноярской постановки колокола, которые были отлиты в Ярославской области по древней технологии. Был приглашен старший звонарь Ярославской митрополии Владимир Дегтярев, он отвечал за установку звонницы и воспроизведение музыкальной партитуры колоколов. Без колокольного звона в этом проекте должного эффекта бы не произошло. На ведущие партии в опере были приглашены солисты московского театра «Новая опера», обладающие опытом, сильными голосами, необходимой вокальной и психологической подготовкой для этой оперы.
— Говоря об опере Мусоргского всегда возникает традиционный вопрос – почему вы выбрали первую редакцию, которая менее известна? И насколько это решение было связано с восприятием зрителя, ожидающего премьеру?
— Прежде всего, первая редакция Мусоргского более компактна по времени - занимает два с небольшим часа. Действительно прав был мой учитель, маэстро Евгений Владимирович Колобов, «мысль бежит сегодня гораздо быстрее», и это нам надо учитывать. Кроме того, во второй редакции оперный спектакль более размыт, представляет своего рода «историческое эссе» про то время, когда жил Борис Годунов, а его драма рассматривается через исторические комментарии, народные сцены под Кромами, «польский акт», сквозь множество развернутых партий, персонажей. Мы же ставим спектакль о человеке – Борисе Годунове, как и задумывал произведение композитор…
— Глубоко переживающий за свою «больную Россию», Мусоргский стремился в своем произведении раскрыть тему страданий и мучений совести Бориса Годунова... Приступая к работе, Вы вспоминали какие-то свои личные эмоциональные потрясения от воплощений этой темы? Что Вас вдохновляло?
— Да, я помню постановку, осуществленную Евгением Колобовым и Ольгой Ивановой в театре Станиславского и Немировича-Данченко в конце 80-х годов, когда впервые все услышали необыкновенное качественное звучание духовных песнопений, молитвы в опере и были поражены. Вся драматургия спектакля и сценография Сергея Бархина выстраивалась по линии духовного прозрения Бориса, содержала иконографические мотивы. Это было время празднования тысячелетия Крещения Руси, возвращения истинных духовных ценностей. Спектакль вызвал невероятный резонанс и стал большим событием.
— Я знаю, что в Ваших руках находится партитура – редчайшее издание Российского института искусствознания, специально отредактированное, доработанное по архивным документам… Вы приверженец старых классических традиций?
— «Борис Годунов» – это огромная мощная партитура, требующая от дирижера и исполнителей колоссальной эмоциональной психологической и профессиональной нагрузки, нельзя отвлечься, где-то передохнуть. Музыка требует полной отдачи, которую надеемся, почувствует и публика в эти два вечера. Для меня лично очень ответственно и то, что партитура, подаренная мне Евгением Владимировичем Колобовым, содержит огромное количество деталей, важных пометок, штрихов, которым я стараюсь следовать в своей работе и своем понимании оперной драмы. За долгие годы работы в театре «Новая опера» стремлюсь сохранить эти традиции в спектакле «Борис Годунов».
— Необычность постановки в Красноярске связана еще и с использованием колокольной звонницы в спектакле. Накануне премьеры митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон провел торжественный обряд освящения. И все же какова цель колокольного звона в таких необычных условиях - ведь это крайне редкое явление в театре?
— Сама идея спектакля проросла во многом от звонницы. Когда Борис умирает, его сын Федор предчувствует этот скорый конец и для себя, и своей сестры. Поэтому в нашем спектакле царевич уходит по светящейся дороге, к колоколам. Это символ истинного пути человека, каждого из нас – дороги к храму, к покаянию и всепрощению. В финале оперы в музыке звучит последняя светлая тема. Мусоргский не оставляет ни тени сомнения, что Борис прощен и оправдан. Колокольный звон обозначен композитором в партитуре, он является мощным выразительным приемом, но мы еще усилили эффект присутствия – добавили звучание колоколов между картинами действия, не только в сцене коронации, но и в жизни персонажей. Звон создает психологическую атмосферу и приближает достоверность происходящих событий.
— Можно рассматривать его и как ощущение древнерусской традиции, которая была утеряна - ведь в русской исторической опере мы часто встречаем колокольность?
— Колокольности много, хотя, конечно, не в каждой опере есть обязательно колокола. Мы стремились к тому, что в финале спектакля происходит тихая кульминация – колокола открываются в глубине сцены зрителю как оголившаяся душа Бориса, которая, наконец, получает облегчение и освобождение от страданий…
— Предполагается ли эта постановка в текущем репертуаре театра?
— Обязательно, и уже в июне юбилейный год Мусоргского откроет «Бориса» для широкой публики – мы планируем показать спектакль на открытой площадке в программе фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Начиная с сентября, красноярцы смогут приходить в театр на «Бориса» каждый месяц, он должен жить полной жизнью – будем приглашать солистов мирового уровня, готовить на ведущие партии красноярских исполнителей. Никакого послабления не будет (улыбается).
— В ближайшее время при поддержке Министерства культуры России планируется, наконец, завершить многотомные издания полного собрания сочинений Мусоргского и Чайковского к празднованию юбилейных дат. Можно считать, что отношение к исследованию наших корней и освоение культурного богатства набирает должную активность, дело движется в нужном направлении?
— Я считаю, что иметь такого величайшего композитора как Мусоргский в нашем культурном достоянии и не уважать наследие, просто безнравственно. Начнем с того, что могилы русских композиторов, похороненных в Александро-Невской лавре (Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Кюи) в 30-е годы прошлого века были перенесены на несколько метров. И еще не факт, что это было сделано достойно, мы не знаем, что в этих могилах. Тогда понадобилось сделать подъезд к кладбищу, и этот уголок был вырезан, перенесены надгробья. И будто в назидание нам сегодня завещаны слова летописца Пимена из «Бориса Годунова», высеченные на надгробии Мусоргского: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» Так композитор нам напоминает – без заглядывания в нашу историю, не будет никакого светлого будущего. А мы так поступаем…
И говоря о своем вкладе в отечественную культуру, мы должны решать какие-то разумные задачи и ставить реальные цели. Почему бы, например, не сделать в Красноярске фестиваль русской оперы ежегодным? На хорошем уровне, с солистами, приглашенными исполнителями и дирижерами, с хорами и оркестром. То, что называется, «с русской подачей». Это гораздо интереснее и актуальнее сегодня для нас, россиян, чем какие-то непонятные лозунги и призывы. Я сам испытываю ощущение гордости за нашу историю, за то, что я русский человек, когда происходят такие культурные события как рождение русской оперы для нашего зрителя. У меня в руках все нити постановки, и, дирижируя спектаклем, я ощущаю за своей спиной в полной тишине слушательскую аудиторию порой в несколько тысяч (!) человек. Как это было во время фестивалей в Костроме, Суздале, Ростове, Ярославле… Тишина фантастическая! В такие моменты я понимаю всю ответственность и величие благого дела, которое мы делаем вместе с музыкантами и всем оперным коллективом. А это значит, что люди чтят и ждут такого возрождения культуры. Это все востребовано, главное – идти вперед! Национальная идея, которую мы все сегодня ищем, – и в возрождении русской оперы!
Анжелика ЛИСОВА
OperaNews.Ru, 23.03.2014 г.