Цветовая схема:
В творческой биографии молодой солистки Красноярского театра оперы и балета Анны Киселевой нынешний год особенный. Жарким августом солистка оперы приняла участие в Международном конкурсе оперных певцов имени Хариклеи Даркле (Румыния), получив долгожданное признание не только жюри, но и многочисленных почитателей русской вокальной школы.
Конкурс проходил на высочайшем уровне, под патронажем президента Румынии. Из многих уголков мира съехались молодые таланты, дабы принять участие в певческом состязании и получить мировую известность. Анна Киселева с успехом выдержала три сложнейших тура и была удостоена звания лауреата и специальной премии жюри. К слову сказать, благодаря этому конкурсу певица окончательно определилась в выборе певческих и регистровых возможностей своего голоса, когда героически рискнула перейти в новую голосовую группу – из меццо-сопрано в сопрано, представив жюри сложнейшую сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Сегодня Анна – одна из одаренных певиц красноярской сцены, в репертуаре которой остаются сложнейшие партии из опер Римского-Корсакова, Моцарта, Онеггера, Визе. 24 января состоится ее дебют в партии Татьяны на подмостках родного театра. Как складывается сегодняшняя творческая жизнь Анны Киселевой, какие планы зреют и чем притягивает ее музыкальный театр – тема нашего сегодняшнего разговора.
– Когда-то Мария Каллас справедливо заметила, что «голос – это судьба». Как вам кажется, откуда приходит чувство значимости голоса, его возможностей и особенностей?
– В детстве не пела, но, как многие дети, была увлечена музыкальными сказками, могла часами их слушать, представлять, как герои могли выглядеть, двигаться. Думаю, что так развивалось воображение и творческая фантазия. Очень красивым голосом обладала моя бабушка, часть богатейшего красками сопрано, наверное, передалась мне по наследству. В нашем доме звучали песни прошлых лет – сороковых, шестидесятых, я с удовольствием слушала и пела. В училище искусств я поступила в 14 лет вполне осознанно, и по тем временам это был своего рода эксперимент, ведь обычно принимали после школы, в семнадцать. Всегда благодарю своих педагогов по вокалу Н.А. Костюкова, музыкальной теории и сольфеджио Л. Г. Лаврушева, которые в первые годы создали щадящий режим и очень внимательно повели мой голос. Судьба определила выбор профессии, но только к третьему курсу я поняла, насколько кропотливым и интенсивным будет обретение своего голоса, работа над певческой технологией и актерским мастерством. Думаю, что для меня этот этап продолжается и сегодня.
– Какое влияние на выбор профессии оказала ваша артистическая семья и какие качества передались по наследству?
– Мне повезло, что мои родители имеют отношение к актерской профессии. Советы мамы, Людмилы Васильевны, профессионального режиссера, преподавателя академии музыки и театра, всегда имеют особое значение – это касается и способов овладения ролью, психологических акцентов, приемов сценического движения. Папа, Владимир Иванович, всегда советует в выборе репертуара, со стороны видит многие нюансы концертного выступления. Кроме основной работы в театре я веду обширную гастрольную деятельность и расширяю камер ный репертуар, выступаю в залах филармонии. При красноярском отделении Союза композиторов существует городской молодежный театр, солисткой которого я являюсь с 1998 года, выступаем с детским спектаклем «Кошкин дом» по городам края, школам и детским садам.
– Участие в конкурсе – это ведь не только развитие профессионального мастерства, но и серьезное испытание характера?
– Любой конкурс – это большой аванс, который требует самоотдачи, кропотливого труда и хорошей закалки. На состязание соби раются певцы из разных стран, которые не только представляют свои певческие возможности, но и разные исполнительские школы репертуар. Мне всегда интересно услышать новые голоса, иметь уникальную возможность общения с выдающимися певцами, получить ценные наставления у мастеров вокала и концертмейстеров мирового уровня. Ты варишься в этом «творческом соку» и становишься выше профессионально, растешь как личность. Наверное, для меня не столь важна победа, сколько сам процесс подготовки и работы на конкурсе. Конечно, такая стрессовая ситуация отнимает у любого артиста несколько лет жизни, но это дорогого стоит.
– Что же побудило вас перейти в другую голосовую группу?
– Часто мне говорили, не только коллеги, профессионалы, но и поклонники, что голос мой красивого тембра, но он во многом выиграл бы в более высоком сопрановом регистре, стал ярче, полетнее. К тому же для сопрано написано много разных партий, а значит, палитра женских образов богаче и интереснее: Тоска, Чио-чио-сан, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, всех не перечесть!
– ... и конечно, Татьяна?
– Татьяна Ларина – моя первая сопрановая партия, очень трудная в вокальном отношении и драматическом, Русский характер героини, ее мечтательный и трогательный облик мне очень близки и понятны. Партия удобна для моего голоса, я хорошо чувствую естественность и полетность музыки Чайковского, Эмоциональная планка задана композитором предельно высоко, недаром именно «Евгений Онегин» принадлежит к числу русских опер, которые идут на оперных сценах ведущих театров мира. Хочется передать все богатство нюансов и благородство души Татьяны.
– Легко ли вы соглашаетесь с концепцией и видением ваших ролей режиссера-постановщика?
– Мнение режиссера всегда уважаю. Бывают разногласия, но они решаемы и в вокальном отношении, и актерски. Образ Татьяны готовлю в непростых рабочих условиях. В дореволюционной России, когда певец переходил из одной голосовой группы в другую, он уходил из театра на один-два сезона, чтобы заниматься совершенствованием только вокальной техники, при этом уже не работал параллельно в прежнем репертуаре. Конечно, сейчас об этом можно только мечтать, и в любых условиях я должна быть уверена в правильности своего выбора.
– Как вы ощущаете публику во время спектакля? Мне кажется, что певец настолько погружен в образ, действие и музыку, что реакция зала бывает незамеченной. Так ли это?
– Во время спектакля всегда чувствую волну, которая идет из зала, энергетически наполняя тебя. На сцене увлеченно работаешь в особом психологическом напряжении, но все это дает и творческий заряд. Ради этих минут понимаешь, зачем нужен театр зрителям и самим артистам...
28 ноября на сцене Дома актера Красноярский театр оперы и балета открыл новый цикл творческих встреч в проекте «Театральная гостиная». Первой гостьей стала Анна Киселева, в программе вечера прозвучали избранные арии из опер, русские песни и романсы, французский шансон. 5 декабря в Москве состоится вручение ежегодной премии «Известность» газеты «Известия» 16 лауреатам, в число которых вошла и А. Киселева. Пожелаем нашей дебютантке успехов, новых ролей, благодарного и чуткого слушателя.
Анжелика ЛИСОВА
Журнал "Имена & лица", ноябрь 2005 г.