Цветовая схема:
Маквала Касрашвили - настоящая оперная примадонна. Почти пятьдесят лет она блистает на сцене Большого театра, выступает на лучших оперных сценах мира. На счету народной артистки СССР почти все ведущие партии оперной классики: Татьяна в «Онегине» Чайковского, Тоска в «Тоске» Пуччини, Наташа Ростова в «Войне и мире» Прокофьева, Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта, Маргарита в «Фаусте» Гуно и другие. Певица, которая стала на этой неделе гостем фестиваля «Парад звёзд в оперном» (вместе с другой солисткой Большого театра Ириной Долженко они дали два концерта в Красноярске), говорит, что когда-то она, девочка из грузинского города Кутаиси, не могла и мечтать о таком звёздном пути. Но всё определили огромная любовь к музыке и Его величество случай.
- Во времена моего детства, в пятидесятые годы, люди мало слушали эстраду. Везде, в том числе и по радио, звучала классическая музыка, передавали записи различных оперных спектаклей. Так что в детстве я слушала очень много классики. Кроме этого, моя мама имела потрясающий голос, который по наследству от неё достался и мне. Я обожала оперу и часто дома пела отрывки из грузинских опер, слушала арии по радио, а потом подражала певцам. В 13 лет я уже поступила в музыкальное училище на вокальное отделение. (Это редкость, как правило, в музучилище принимают после окончания музыкальной школы. - Прим. автора.) Но не всё складывалась гладко. На четвёртом курсе училища я потерла голос. Дело в том, что уже в тринадцать лет у меня был женский поставленный от природы голос, и меня постоянно таскали по всем концертам Кутаиси. Мой педагог был молод и неопытен и не очень понимал, чем могут обернуться для моего голоса постоянные концерты.
- Тем не менее, в Тбилисскую консерваторию Вы поступили.
- Меня приняли не на первый, а лишь на подготовительный курс, сказали: вроде бы голос какой-то есть… Тогда в консерватории стала преподавать Вера Александровна Давыдова, известная меццо-сопрано. Её муж был грузин, и когда Вера Александровна ушла из Большого театра на пенсию, она уехала жить в Тбилиси. Я умоляла, чтобы она взяла меня к себе на курс. Она не хотела меня брать, говорила: «Зачем она мне нужна: такая толстушка и безголосая!?» Но я плакала, рыдала, и она сжалилась, взяла меня. Через год я запела. Так что именно Вера Александровна вернула мне голос, научила меня техническим приёмам, сделала из меня певицу. Но, возможно, все мои успехи и не стали бы залогом блестящего будущего, ведь в Грузии очень много блестящих оперных певцов, талантливых людей с удивительными голосами, так что рассчитывать на преференции в мире искусства было бы трудно… Мою судьбу решил случай. В Тбилиси были проездом завоперной труппы и замдиректора Большого театра. Они пришли навестить свою коллегу Веру Давыдову. Она пригласила их на студенческий концерт. Они услышали меня и сразу пригласили приехать в Большой театр на прослушивание. Так на пятом курсе я попала в Большой.
- А помните свои ощущения, когда Вы вышли на прославленную сцену?
- Прослушивали меня на сцене. Я туда вышла с концертмейстером. Передо мной была огромная чёрная дыра, а в неосвещённом зрительном зале сидела комиссия. Меня просто проглотило это огромное пространство - и я, не понимая, как и что пою, исполнила оперную партию. Через час ко мне подошли и сказали, что я принята в стажёрскую труппу Большого театра. Первой моей партией в театре стала Прилепа в «Пиковой даме», потом Микаэла в «Кармен». Важной и очень ответственной ролью в первый год работы в Большом для меня стала Графиня в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Это был сложный костюмный спектакль, где мне нужно показать себя не только вокально, но и сценически. После этого меня взяли в основную труппу.
- Знаю, что Вы были удостоены лестных отзывов самой примадонны Галины Вишневской.
- Когда я спела Графиню, Вишневская написала про меня статью в газете «Советский артист». Она четыре раза упомянула в отношении моей работы в «Свадьбе Фигаро» слово «профессионально». Для молодой певицы это была большая похвала.
- Кто кроме Галины Вишневской сыграл важную роль в Вашей творческой судьбе?
- Это был большой мастер, оперный режиссёр Борис Покровский - именно он ставил «Свадьбу Фигаро», после которой меня взяли в труппу Большого. А потом я сразу же попала в руки выдающегося музыканта Мстислава Ростроповича. В спектакле «Евгений Онегин», с которым Ростропович дебютировал в Большом театре в качестве дирижёра, я пела Татьяну. Потом он дирижировал оперой «Война и мир» - там я исполнила Наташу Ростову. Я получила от них очень много: они меня воспитали, научили относиться к роли по-особому. Опера - это не просто красивое пение: на сцене необходимо суметь почувствовать и передать интонацию героини, создать её образ при помощи вокальных средств. Например, я пела Полину в «Игроке» Достоевского, которого ставил Покровский. Прокофьев написал очень напряжённую, надрывную партию для Полины. И там нельзя было петь тем звуком, каким я пела Татьяну или Тоску. Нужно было находить другую интонацию, неуместно там было и вибрато… Хотя в итальянских операх принято, чтобы каждый звук вибрировал, но язык Прокофьева совершенно иной. В «Игроке» нужно было найти соответствующий звук, тембр и характер звучания. Работа с Покровским и Ростроповичем стала для меня огромной школой, они определили мою судьбу и моё мировоззрение, как певицы. Благодаря им я не осталась в рамках итальянского бельканто - лёгкого, изящного и красивого стиля пения, а пошла дальше.
- Что такое красивый голос? Это труд или дар свыше?
- Красота голоса даётся от природы и избранным. Но для того, чтобы петь на сцене, нужно учиться, причём всю жизнь. Только так можно его сохранить, развить. Итальянцы считают, что оперный певец обязательно должен пройти школу бельканто, научиться владеть своим голосом, овладеть техникой звуковедения. Поэтому начинать надо с опер Беллини, Доницетти, Моцарта, а уж потом переходить к лирическим, сложным драматическим произведениям, где отточенная техника будет помогать создавать очень разные и глубокие образы.
- А почему сегодня не появляется гениальных оперных произведений?
- Наверное, потому что всё написано, всё использовано. Ведь выдающиеся композиторы прошлых эпох использовали в первую очередь богатство народной музыки своей страны. Сегодняшнему поколению трудно найти что-то неизведанное, создать что-то своё.
- А сами Вы народные грузинские песни поёте?
- Конечно. Когда давали совместные концерты с моим коллегой Зурабом Соткилавой, то всегда в конце программы пели грузинские песни.
- Часто ли бываете на родине в Грузии? Как там себя чувствует сегодня оперное искусство? Живо ли оно?
- Я езжу туда примерно раз в три года. По-прежнему в Грузии много замечательных голосов и талантливых людей. Но, конечно, золотая эпоха грузинской оперы приходится на советское время. Тогда туда приезжали с гастролями великие певцы со всего мира, не говоря уже о солистах из Большого театра и Мариинки. Всегда в Большом театре работали грузинские певцы, но сегодня мы с Зурабом остались там вдвоеём... Сейчас хорошие грузинские певцы поют на лучших площадках мира, но, к сожалению, в России они нечастые гости. Политика вмешалась в жизнь, повесила между народами железный занавес, что очень печально. Думаю, что в этом вина Саакашвили. Но теперь, когда националисты ушли из руководства Грузии и туда пришли другие, более умные и понимающие люди, надеюсь, что отношения между двумя странами наладятся. Ведь Россия и Грузия всегда были рядом, наши культуры тесно переплетены, связи в сфере искусства никогда не прекращались, всегда были уважительными и дружескими, несмотря на политические разногласия.
Досье
Касрашвили Маквала Филимоновна. Певица (лирико-драматическое сопрано). Народная артистка СССР. Родилась 13 марта 1942 года в городе Кутаиси, Грузинская ССР (ныне - Республика Грузия). В 1966 году окончила Тбилисскую консерваторию (класс В. А. Давыдовой). С 1966 года - солистка Большого театра. С 2002 года - управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра России. С триумфального дебюта в 1979 на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера (партия Татьяны в опере «Евгений Онегин») началась международная карьера певицы. В 1984 году дебютировала в Ковент Гардене в партии Донны Анны («Дон Жуан» В. А. Моцарта), снискав славу моцартовской певицы. Как приглашённая звезда выступала на лучших оперных сценах мира: в Гамбургской государственной опере, Пражской национальной опере, Лирической опере Чикаго, Финской национальной опере, Опере Сиэтла, Вашингтонской национальной опере, Варшавском Большом театре и др.
Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото Александра ЧЕРНЫХ
"Городские новости" №2953, 09.04.2014 г.