Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

07.02.2014

«Скорбит душа» на сцене

Сегодня в Красноярском государственном театре оперы и балета премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов» в авторской редакции. Спектакль стал самой дорогой постановкой в истории театра. Достаточно сказать, что специально отлит колокол, который посетители не только услышат, но и увидят, так как он является частью декораций. Постановка стала возможной при сотрудничестве трёх театров. Большой театр предоставляет на пять сезонов декорации и костюмы ручной работы. Музыкальное руководство осуществляет дирижёр «Новой оперы». В спектакле, конечно, задействована труппа красноярского театра. На премьеру также приглашены московские солисты на главные мужские партии.

Рассказать о спектакле мы попросили режиссёра-постановщика КГТОиБ Надежду Столбову, а также дирижёра московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова, который осуществляет музыкальное руководство спектаклем Дмитрия Волосникова.

Надежда Столбова- Многие любители оперы хорошо знают классическую постановку оперы «Борис Годунов». Но оказывается, что мы знаем эту оперу во второй редакции. Почему для красноярского театра выбрана первая редакция оперы?

Дмитрий Волосников:

- Во-первых, мы в этом году отмечаем юбилей Модеста Петровича Мусоргского. Красноярский театр одним первых в стране, если не в мире, представит публике постановку к юбилею автора оперы. Во-вторых, ценность первой редакции в том, что Мусоргский именно так задумал рассказать историю Бориса Годунова. Партитура оперы в первой редакции восстановлена, и у нас есть возможность оценить гениальность композитора. Сочинения Мусоргского опередили оперную музыку XIX века по уровню сложности. Оркестр как будто разговаривает со слушателем. Все последующие редакции оперы- это уже попытка адаптировать гениальную музыку для вкусов типичного слушателя оперы XIX века. А мы как бы восстанавливаем историческую справедливость.

Надежда Столбова:

- Как режиссёру мне интересен первоначальный замысел Мусоргского. Это история Бориса Годунова, поистине трагического героя эпохи. Композитор переработал текст трагедии Пушкина «Борис Годунов», чтобы рассказать о Борисе-человеке, Борисе-правителе, а не перенести на оперную сцену историю о Борисе Годунове и самозванце Отрепьеве. У композитора Борис не убийца, не узурпатор власти, а избранный правитель, который несёт свой крест как православный царь даже тогда, когда понимает, что народ уже отвернулся от него.

- Если опера уже была представлена публике, то почему возникли последующие редакции?

Дмитрий Волосников:

- Это непростой вопрос. Надо представлять себе историю музыки XIX века. Композиторы, которых принято называть «Могучая кучка», не только работали над созданием национальной русской оперы, но и соперничали друг с другом. Мусоргский делился замыслами с композиторами, некоторые понимали, что эта музыка - новое слово в искусстве. Например, Цезарь Кюи критиковал Мусоргского, способствовал тому, чтобы опера не исполнялась на сцене. При жизни Мусоргского опера так и не была поставлена в оригинальной авторской редакции, только со значительными изменениями. Время показало, что Цезаря Кюи немногие знают, а оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» входят в двадцатку самых популярных и исполняемых во всём мире.

Интересно, что заграничные театры первыми оценили оригинальную редакцию оперы. И уже после этого на родине композитора стали возвращаться к его первоначальному замыслу. Но даже сейчас лишь в нескольких театрах страны слушатели могут оценить оперу в первой редакции.

Надежда Столбова:

- Современники критиковали Мусоргского за отсутствие любовной линии в опере, за необычную музыку, не похожую на сочинения Римского-Корсакова. Опять же знатокам истории музыки известно, почему композитору нужно было дописать польский акт и партию Марины Мнишек. Директор Императорского театра был заинтересован в том, чтобы в опере появилась партия для меццо-сопрано. Польский акт, сцена Марины и Самозванца - всё это тоже гениально и уже давно стало классикой. Ведь это тоже создано Мусоргским. Но для нас более всего ценен замысел композитора.

- Насколько сейчас актуальна история Бориса Годунова?

Дмитрий Волосников:

Дмитрий Волосников- Мы ставим оперу, а не преподаём уроки истории. Но фигура Бориса не может не вызывать интереса. Борис Годунов получил опыт управления государством ещё при Иване Грозном. И это единственный в нашей истории законно и единогласно избранный правитель. Для сюжета оперы Мусоргский выбрал, разумеется, самые трагические моменты биографии Бориса и истории страны. Историки полагают, что весь период правления был довольно стабильным. Во время царствования Бориса было три года неурожая, такой засухи не было ещё 100 лет после этого. Сейчас бы мы назвали это экономическим кризисом, потому что казна опустела в этот период. Однако же Борис Годунов открыл для народа свои собственные запасы хлеба. Вот почему народ со всей Руси потянулся в Москву. Отношения власти и народа - это всегда актуальный вопрос. Трагедия времён Бориса Годунова привлекает сегодня постановщиков и слушателей, потому что создаётся впечатление, что ничего не изменилось в сознании народа с тех пор. Опера как будто о сегодняшнем дне.

Надежда Столбова:

- Я внимательно отнеслась с истории Бориса, поверила композитору, его музыкальному решению финала оперы в вопросе о причастности Бориса Годунова к убийству царевича Дмитрия. Мусоргский как бы отпевает Бориса в финале оперы. Это значит, что по православной традиции Борис является мучеником. Я послушала мнение разных историков, сторонников и противников распространённой версии о Борисе - убийце Дмитрия. Поняла, что сейчас уже никто не докажет свою точку зрения, документы утрачены ещё во времена Бориса Годунова. Но мне представляются наиболее убедительными доводы в пользу того, что царевича никто не убивал. В пользу несчастного случая говорят современные анатомические исследования. Почему же Борис чувствует себя виновным? Люди из окружения Бориса были с царевичем, когда случилась трагедия. Сейчас принято многое переоценивать из нашего прошлого. Так вот многие историки считают, что царствование Бориса Годунова - это период стабильности в жизни страны. И эти годы стабильности, без потерь, без кровопролитных войн позволили бы России стремительно развиваться все последующие десятилетия. Но мы знаем историю… Дальше было Смутное время, все преобразования Годунова так и не получили последовательного развития. Давайте задумаемся, что было бы с реформами Петра, если такое же Смутное время было сразу после смерти императора. Надо оценивать Бориса Годунова как правителя и человека, учитывая наши знания о том, что было до Бориса в стране, что стало со страной после его смерти.

- Расскажите, пожалуйста, о знаменитых музыкальных фрагментах из оперы.

Дмитрий Волосников:

- Опера вся невероятно популярна. Клавир переведён на английский и немецкий языки. Хотя в лучших театрах мира её исполняют в оригинале. Слушатели, вероятно, знакомы с Песней Варлаама. Она часто звучит как концертный номер. Известны многим ариозо Годунова «Скорбит душа», рассказ Пимена «Ещё одно последнее сказанье…». И, наверное, самый знаменитый фрагмент оперы - это песня Юродивого про копеечку. Хотелось бы, чтобы слушатели ощутили себя сопричастными к трагедии Бориса-человека и поняли, что многие проблемы нашей страны неразрешимы сегодня, в частности из-за того, что мы недостаточно интересуемся историей. Опера на историческую тему - это прекрасная возможность понять актуальность событий нашего прошлого.

Анна БУЛАВЧУК
"Городские новости" №2919, 07.02.2014 г.