Цветовая схема:
МНОГИЕ не любят оперу. И, в принципе, этих людей понять можно. Статичное действие, сюжеты без интриги (все уже в программке написано), одна отрада - пение: Но тогда возникает вопрос: зачем смотреть, ведь можно просто слушать?
ИМЕННО для таких театралов, жаждущих зрелища, поставил известный драматический режиссер Владимир Гурфинкель оперу “Обручение в монастыре”. Кстати, слово “драматический” здесь ключевое - Гурфинкель до этого ни разу не работал ни с оперой, ни с певцами. Поэтому, по его собственному признанию, немного боялся. Еще больше боялись в самом театре оперы и балета: как это в святая святых запустить человека со стороны, который до этого оперы смотрел и слушал только из зала.
Труднее же всего пришлось актерам - все привычные способы работы надо было отбросить. Владимир Гурфинкель заставлял оперных прим бегать, плакать, прятаться и при этом еще петь. Очень сложно артистам было научиться переживать. Дело в том, что певцов не учат актерскому мастерству: ни вживаться в роль, ни показывать эмоции. Все пришлось постигать - именитые артисты на какое-то время превратились буквально в студентов. Некоторые просто не понимали, чего от них хотят. По словам Гурфинкеля, сломать “оперное мышление” оказалось очень сложно. В итоге режиссер все-таки смог обаять труппу - все буквально в него влюбились.
Много нового было и для самого режиссера. Владимиру Гурфинкелю тоже пришлось открывать для себя законы оперы: единство сценического пространства, музыки и голоса. Как говорят заядлые опероманы, это вполне удалось. Получилось и раскрасить действие, сделать его динамичным и менее строгим. “Обручение в монастыре” стало зрелищем: все закружилось, наполнилось эмоциями. В какой-то момент ты даже забываешь, что находишься в опере. Действие больше походит на мюзикл.
Особому колориту и элегантности “Обручение” обязано не только режиссеру, но и художнику-оформителю. На первый взгляд недорогие, но интересные костюмы в сочетании с декорациями образуют прекрасное полотно. Особенно хороша последняя сцена - актеры в свадебных нарядах, сцена усеяна огромными ракушками, прозрачные бутылочки свисают с потолка, светящиеся лампочки плавают в воздухе: Такое ощущение, что попал в диснеевский мультфильм. Зрителям опера понравилась, особенно детям.
Но больше детей радовались сами артисты. Сразу после спектакля они фотографировались в новеньких костюмчиках, обнимались с режиссером, танцевали и поздравляли друг друга. Правда, не все считают постановку полностью удачной, однако в один голос говорят, что в Красноярске ничего подобного еще не было.
Иван ЖУКОВ
"Абаканский портал", апрель 2003 г.