Цветовая схема:
Как-то довелось мне быть на репетиции праздничного концерта. Близилось Рождество, и программа состояла из духовной музыки.
Со сцены звучали "Ave Maria", знакомая каждому и столетиями завораживавшая прихожан храмов и сценических площадок всего мира, православные сочинения С. Рахманинова – торжественные и глубоко душевные, трогательная "Ночь тиха" Ф. Грубера, от которой невольно наворачиваются слёзы жалости и умиления. Исполнители сменяли друг друга, и этот, пусть несколько сумбурный, хоровод, присущий всякой репетиции, казался мне сказочным воплощением близившегося праздника.
Музыкальный салон с ещё только наметившимися чертами торжественного убранства, полуосвещённая сцена, артисты без грима, в своей повседневной одежде, чаще всего в джинсах, выходившие на сцену, создавали впечатление детской игры и серьёзности одновременно. А голоса, наполнявшие пространство безлюдного зала, были так свежи и возвышенны, что хотелось, чтобы пение никогда не кончалось.
И это не было данью сентиментальным чувствам, причудой настроения под властью музыки, хотя и такое, несомненно, присутствовало, – я вдруг почувствовала своё единение с этими людьми, и захотелось самой выйти на сцену. Собственно, для этого меня и пригласили. Конечно, не для того, чтобы петь. Мне досталась скромная роль сценариста и ведущей концерта.
Так всё и началось. Знакомство, совместные репетиции, концерт. А затем ещё один. И ещё... На глазах зарождалось, как сказали бы в старину, наше творческое содружество с артистической молодёжью Красноярского театра оперы и балета. О каждом из них я могла бы сказать немало тёплых слов – с такой самоотдачей и истинным наслаждением предавались они своей работе. Причём совершенно бесплатно – рождественское и все последующие представления были благотворительными.
Среди участников того памятного не только мне концерта, имевшего успех у зрителей и отмеченного благодарностью митрополита Пантелеимона, скромным обаянием выделялась одна артистка. Её имя – Анна Киселёва. Солистка нашего театра оперы и балета, обладающая чувствительным сопрано, уже тогда была известной певицей – лауреатом международных конкурсов и обладательницей всероссийской премии "Известность", которая присваивается по итогам народного голосования.
Марк Захаров и Олег Табаков ставят эту премию выше иных профессиональных, при вручении которых нет-нет да возникает ощущение субъективности. Здесь же всё честно: у голосующих нет корысти, они отдают свои голоса тому, кого любят.
Любители оперного пения, конечно же, видели, а главное, слышали Анну Киселёву в таких вокальных партиях как Татьяна в "Евгении Онегине" П. И. Чайковского, Тоска в одноимённой опере Дж. Пуччини. Наслаждались её пением во время бенефиса, устроенного театром к 15-летию её творческой деятельности.
"Как быстро летит время, – скажет она мне однажды, – кажется, только вчера я пришла в театр".
Театр для Анны – это и храм, и дом родной, чуть ли не половину жизни она провела в этом здании на Театральной площади. С ним, прежде всего, связны её творческие успехи. И, как бы это пафосно ни звучало, – она с гордостью носит звание солистки оперной труппы театра.
Но всё-таки не этим более всего знаменита наша Аня, как зовут её многочисленные поклонники. А концертами, которыми она без устали потчует почитателей её голоса. Не знаю никого из артистов наших музыкальных театров, кто бы так часто, как Анна, выступал с сольными программами.
То на сцене филармонии – одна или в дуэте с солистом Московского театра имени Станиславского Николаем Ерохиным, то в Органном зале с великолепным Андреем Бардиным, то в Доме кино вместе с муниципальным духовым оркестром.
Кажется, что её репертуар безграничен. Мировая классика, русские романсы и советские песни органично сосуществуют рядом, не мешая друг другу, а лишь помогая Анне раскрыть свой талант. Замечательно, что её певческий дар не замкнут в рамках какого-то одного жанра, он ярок и многообразен. Хотя, может быть, профессионалы не согласятся со мной, скажут: "Нельзя размениваться по мелочам, надо идти к высотам в чём-то одном и, постигая секреты мастерства, добиваться совершенства".
Но что бы тогда было с нами, слушателями. Мы бы потеряли редкую возможность слышать любимый голос вне стен оперного театра, и жизнь наша лишилась бы чуда встреч с певицей, которые всегда неожиданны своими открытиями. И пусть говорят, что служенье муз не терпит суеты. То, что делает Анна, вовсе не суетное желание популярности, она пришла к ней помимо воли.
В этой хрупкой, не по-оперному изящной женщине скрыта невероятная сила, круто замешанная на трудолюбии, желании осваивать все новые пласты музыкальной литературы. Каждая партитура, будь то ария из известной оперы или эстрадная песенка 30-х годов прошлого столетия, при всём громадном различии в изображении чувств, обладающих совершенно разной мелодичностью и требующих несопоставимых вокальных данных, всё же дети одной семьи, чьё имя Музыка. И если они находят отклик в её душе и, не ссорясь, уживаются в её репертуаре, значит, не останутся незамеченными и у слушателей.
Не случайно на концертах Анны Киселёвой не бывает свободных мест. Особенной любовью зрителей, неоднократно наблюдала это сама, пользуются её выступления с духовым оркестром. Зал буквально заворожённо слушает, как она исполняет песни военных лет, незабываемую советскую лирику.
Натосковались, видимо, по настоящему пению, вот и тянутся к ней. А она готова петь и петь для них – пожилых, небогатых, почти даром, никогда не отказываясь от участия в благотворительных концертах. И при каждой возможности (театр всё-таки на первом месте) спешит на встречи со зрителями, делясь с ними своим божественным даром.
"Анна Киселёва из тех, увы, немногочисленных певиц, кого хочется слушать снова и снова", – признаются её поклонники. И ладно бы женщины, как более чуткие и, я бы сказала, ненасытные до хорошей музыки. Но я не раз слышала и от мужчин, что Анна их любимая певица, и чуть заслышат её голос – впрямь плакать хочется. Не дорогого ли стоят такие признания?
У Анны Киселёвой свой путь в искусстве, она идёт по нему уверенной походкой. А если иногда и спотыкается (с кем не бывает), то только сильнее становится. И всё увереннее и чаще звучит её сопрано на радость нам.
У Анны счастливая творческая судьба. Её любят, её обожают, громы оваций сопровождают её концерты, её заваливают цветами и не хотят отпускать со сцены. Её сценическая жизнь в самом расцвете. И так много ещё впереди, что я просто завидую.
Лидия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
"Красноярский рабочий", 21 сентября 2016 г.