Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

29.05.2015

В Москве завершился конкурс молодых режиссеров "Нано-опера"

Есть конкурсы оперных певцов – их в мире много. Есть конкурсы оперных спектаклей. А тут придумали международный конкурс молодых оперных режиссеров, практически – конкурс заявок. Аналогов завершившейся в Москве "Нано-опере" я не знаю.

Идея принадлежит московскому "Геликону" и его создателю Дмитрию Бертману. Как все в "Геликоне", придумано талантливо и рискованно. Бертман – отличный педагог, он знает возможности серьезных талантов и в "Нано-опере" ставит их на грань выживания.

Вообразите себя на месте человека, которому вручены солисты и хор "Геликон-оперы" и даны 15 минут, чтобы прямо на глазах публики сотворить мини-спектакль – взяв за основу фрагмент известной оперы или оперетты. В этих экстремальных условиях на наших глазах происходило подобие чуда: из хаоса складывалась форма, из суеты – смысловые закономерности, из мелочевки деталей – образы. И все цементировалось музыкой. В финальном гала-концерте в действие вступил и геликоновский оркестр под водительством Владимира Понькина – сложенные молодыми режиссерами каркасы обрастали плотью, в иных угадывались ростки будущих шедевров.

Оговариваю: фрагменты брались за основу – потому что некоторые из участников использовали хрестоматийную вещь для создания собственного, вполне самостоятельного "клипа". Как, например, знаменитый дуэт "Помнишь ли ты?" из "Сильвы" Кальмана, приобретший почти фарсовый окрас: только что слившиеся в экстазе любовники, приводя себя в порядок, выясняют отношения – так это придумал Андрей Цветков-Толбин, ставший лауреатом первой премии. Или дуэт Татьяны и Ольги "Слыхали ль вы?", в который Павел Сорокин ухитрился втиснуть развернутую сцену с детьми – дофантазировал предысторию пушкинских сестер. Но тот же Цветков-Толбин предложил крайне накаленную и пластически изощренную сцену изнасилования-вакханалии из "Катерины Измайловой" – и тогда восхищение вызывали уже артисты "Геликона": они на лету схватывали предложенные режиссером движения и немедленно их воплощали – точно, изобретательно, актерски выразительно и с полной самоотдачей.

Я мало видел на оперной сцене зрелищ столь захватывающих, как этот показательный мастер-класс, где роль мастеров должны были выполнять молодые и не всегда вполне оперившиеся режиссеры. Иной раз это были люди из профессий, которые трудно назвать смежными – как, например, директор департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков, которому в результате был вручен сертификат на постановку спектакля в Красноярском театр оперы и балета.

Впрочем, были среди участников конкурса уже опытные люди. Серьезное впечатление оставил Филипп Разенков, ученик Дмитрия Бертмана и ныне главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртии – он набросал финал "Бала-маскарада" Верди немногими крупными мазками, но каждый становился эмоциональным шоком и потом долго будоражил память. Так что теперь несомненно надо ехать к лауреату третьей премии Разенкову в Ижевск, смотреть его "Онегина", его "Аиду"... Занявший второе место у жюри Павел Сорокин, тоже ученик Дмитрия Бертмана, теперь сам преподает в Ростовской консерватории. Вообще, концентрация перспективных талантов, собравшихся в тесном пространстве "Геликон-оперы", впечатляла, и выбор для международного жюри был трудным.

Свои призы учредили и члены медиа-жюри, представлявшие многие крупные издания, музыкальные интернет-порталы, радио и телевидение. Среди этих призов были поистине царские – наподобие возможности побывать на оперном фестивале в Зальцбурге, или приехать на стажировку в Москву и Питер, или приглашения работать на телеканале "Культура". Свой диплом и памятный подарок вручила и "Российская газета" – его получил Павел Сорокин.

Проводившаяся уже второй раз "Нано-опера" стала одной из последних больших акций "Геликона" в бывшем конференц-зале на Новом Арбате, где театр временно поселился в ожидании реконструкции исторического здания. Теперь реконструкция стремительно близится к победному концу, а театр готовится к переезду. Его первой премьерой на новой сцене будет "Садко" Римского-Корсакова. И надо ожидать, что через два года конкурс "Нано-опера" обретет новый размах.

Валерий КИЧИН
"Российская газета", 29.05.2015 г.