Цветовая схема:
Даже в антракте на входе в Красноярский театр оперы и балета толпились люди в надежде пробиться внутрь, где тьма народа собралась лицезреть маэстро Гергиева и артистов оперы и балета Мариинского театра, приехавших в Красноярск с единственным концертом за всю историю существования Мариинки. Однако ожидания их были тщетны: на второе действие пришли абсолютно все зрители, успевшие купить билеты. В кассе театра сказали, что билеты раскупили за один день. Уже один сей факт свидетельствует о том, что в городе состоялось неординарное "шоу".
До отказа заполненные любителями оперного искусства партер и балконы, где даже ступени оккупированы "безместниками", обнаружили неэффективность системы кондиционирования. Не каждый день в театре аншлаг. Впрочем, если говорить о партере, то, скорее всего, не всякий там сидящий такой уж страстный почитатель оперного искусства. Просто пригласившая Гергиева в Красноярск сторона, в свою очередь, пригласила своих друзей и соратников. Кто-то из них сам не смог прийти, так пригласительный отдал бабушке, засидевшейся дома. И то хорошо. Однако многие приобрели билеты за немаленькую сумму. Цели-то гала-концерта благотворительные: собранные деньги пойдут на нужды детских домов края.
Концерт задержали. Объяснений не последовало, да, собственно, их никто и не требовал, ведь сам Гергиев приехал. В холле то и дело мелькали знакомые все лица красноярской политики и чиновничьего Олимпа, коих, перегоняя друг друга, снимали телевизионщики и фоторепортеры. Губернатора Хлопонина средь них не наблюдалось...
Но вот все, наконец-то, примостились. Свет погас. Под аплодисменты вышел к дирижерскому пульту главный виновник суетного и долго ожидаемого вечера...
Полилась музыка, рождающая в воображении тысячного зала таинственные образы... Вагнер - "Лоэнгрин". Затем Джульетта из оперы Гуно - Ольга Трифонова, лауреат международных конкурсов, чем-то отдаленно напомнила любимую многими красноярскую солистку оперы Веру Баранову: мягким тембром ли, внешним ли сходством, манерой ли держаться на сцене.
Такое ощущение возникало не раз при виде мариинской солистки. И все-таки Джильда Трифоновой - не Джильда Барановой. Это две совершенно разные юные невинные девушки. Разница, конечно же, не в языке: Баранову красноярцы привыкли слушать на русском, Трифонова партию из оперы Верди "Риголетто" исполняла на итальянском.
Потом красноярские увидели принцессу Одетту. Хореография Мариуса Петипа преподнесена молодыми солистами балета Мариинки Еленой Востротиной и Данилой Корсунцевым иначе, чем мы привыкли видеть в новой версии "Лебединого озеро", поставленной на красноярской сцене Сергеем Бобровым. Казалось, это уже другая сказка, другие герои... Или так только казалось?.. Иногда удивляешься, почему иные зрители на один и тот же спектакль приходят по пять, десять, двадцать раз. Наверно, они, окунаясь вроде бы в один и тот же миф, наслаждаются пластическим сюжетом разных солистов и... любимой музыкой.
Бурными овациями встретили хабанеру из оперы Бизе "Кармен" в исполнении лауреата международных конкурсов Екатерины Семенчук. Я же слушала молодую талантливую певицу и вспоминала свободолюбивую, гордую Кармен Елены Образцовой... Любаша во втором отделении, где были представлены в основном произведения русских композиторов, ее ария из "Царской невесты", заставила замереть зал, который, словно опомнившись, выкрикнул мужским голосом "Браво!" Талант Екатерины Семенчук покорил. А рядом послышался вздох зрительского сожаления: "Услышать бы ее в спектакле..."
Да, Мариинский покорил мастерством, талантом, молодостью. И еще - классикой, знакомой, любимой, вечной.
***
По окончании гала-концерта Валерий Гергиев поделился с журналистами своими воспоминаниями: в Сибири он был 25 лет назад, купался в реке Томь, которая его чуть не унесла. И вот новое ощущение - Мариинский театр и его художественный руководитель и дирижер оркестра Валерий Гергиев в Красноярске, в городе, куда 27 лет назад уехали знакомые ему артисты, в городе Дмитрия Хворостовского, с которым выступал раз сто.
- Мариинка - это достояние не только Санкт-Петербурга, но и России, - сказал представителям СМИ Александр Хлопонин, пригласивший театр в свою вотчину. - Это театр, которым гордится наша страна. Я думаю, красноярцы должны знать тех, кому рукоплещет весь мир. Это первое, почему состоялся концерт. Во-вторых, театр оперы и балета в Красноярске многим обязан Мариинскому театру - оттуда были взяты традиции классического искусства, когда создавался наш театр. И в-третьих, полтора года назад, когда мы встретились с Валерием Гергиевым и договорились о выступлении его театра на нашей земле, мы надеялись тем самым положить начало хорошей традиции дружбы двух театров.
- Мариинский театр не бедный в масштабах страны и может себе позволить благотворительные акции, тем более, если в этом кто-то нуждается, - сказал по поводу меценатской миссии концерта в Красноярске Валерий Гергиев. - Но в театре есть проблема распределения творческих сил, потому что там более ста молодых талантливых солистов. И здесь полезным мог бы стать творческий обмен между театрами. Предварительная договоренность об этом с Красноярском есть.
Из Красноярска артисты улетели в Париж, оттуда - сразу в Америку, где у них гастроли. Так что увидеть наш Мариинский легче там, чем здесь, тем более в провинции. Повезло, одним словом.
"Сегодняшняя газета", 26.03.2005 г.