Цветовая схема:
Артисту очень важно понять, зачем он выходит на сцену, что намерен сказать зрителю, считает солистка оперного театра Анна Киселева.
Нет необходимости перечислять все победы, награды и лауреатские звания солистки Красноярского театра оперы и балета Анны Киселевой. Званий много, а выигранные ей конкурсы и премии — престижны. Диапазон — от премии жюри в конкурсе имени любимой певицы Хариклеи Даркле в Румынии до российской народной премии «Известность», которую такие именитые режиссеры, как Марк Захаров и Олег Табаков, ставят выше иных профессиональных наград. Но не менее ярко характеризует певицу тот факт, что для нее одинаково интересны и важны и оперные партии, и сольные концерты, репертуар которых состоит из романсов и песен советской эстрады. Часто военных: эта тема для Анны — особенная, трепетная.
Быть настоящей
Вам случалось видеть, как мама, нежно любящая своих детей, вдруг превращается в беспощадное, мстительное существо, казнящее выношенных чад за грехи их отца? Анне Киселевой тоже не случалось такое видеть. Но ей пришлось пережить это состояние на театральной сцене — в роли Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини. Образ трактуется уже много столетий и остается бессмертным. В основе либретто — пьеса Корнеля, в свою очередь, в ее основе — сочинения Сенеки, Еврипида… Значит, что-то бессмертное содержится в образе?
— Когда мне предложили эту партию, я некоторое время колебалась, — рассказывает Анна Киселева. — Артисту очень важно понять: зачем он выходит на сцену, что намерен сказать зрителю? Не «рассказать историю», а именно — что сказать, сообщить?
Стоит заметить, что Анна — любящая мама. По крайней мере, дочь Ксюша в этом не сомневается. А отношение и оценка дочери — разве не главный критерий?
Ответ на вопрос о том, зачем играть Медею, был найден. Нельзя увлекаться плотской любовью настолько, чтобы забыть о духовном. Нельзя любить мужчину больше, чем любить своих детей — плоть от плоти.
Она всегда анализирует, всегда готовится сказать. В этом — вся Анна или бОльшая часть ее натуры. Даже в самой придуманной роли (хотя партию Медеи к таким трудно отнести) она — настоящая. Она не может «работать в театре» — она служит искусству.
— Неправильно называть любимое дело работой, — говорит певица, — это нечто большее — каждодневное развитие, совершенствование. Профессионал — не тот, кто вертит носом и говорит: «Партия не нравится — значит, петь не буду», а тот, кто способен совладать с композицией, полюбить ее и работать с ней. Медея — из самых свежих ролей-потрясений. Но были и Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского, и Тоска в одноименной опере Пуччини — эта партия стала своего рода приветом началу творческого пути актрисы и певицы.
Премудрости жизненные и книжные
Музыкальный и певческий дар достался от бабушки Марии Григорьевны Самойловой. Та обладала изумительной чистоты сопрано с природной постановкой голоса. Дед, которого Анна знает только по рассказам бабушки, был военным летчиком и люби л играть на скрипке. Вся жизнь пронизана прикосновением к прекрасному, освящена искусством. Притом самым разным. Солистка театра, на сегодня — одна из звезд красноярской оперной сцены, не гнушается участвовать в антрепризных спектаклях, которые ставит ее мама Людмила Васильевна. Постановка для детей «Кошкин дом» на сегодня сыграна более 1000 раз, удостоилась премии главы города «Молодые таланты», ее оценили московские зрители. Ну а роль самого взыскательного критика и ближайшего советника в творчестве досталась папе Владимиру Ивановичу.
Творческая биография началась с эксперимента. Когда в 1981 году семья переехала в Красноярск из Благовещенска, где Анна родилась, ее зачислили на вокальное отделение Красноярского училища искусств в виде исключения: прежде туда принимали только окончивших все 10 классов общеобразовательной школы. Киселеву же взяли после восьмилетки. Именно во время учебы и пришло решение, ставшее ключевым в жизни. Стать профессиональной певицей Анна твердо решила после того, как прочла книгу о знаменитой румынской оперной диве Хариклее Даркле.
— Своим талантом она восхищала многих современников, в том числе Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини, — Анна и сегодня говорит о своем кумире с восторгом. — Кстати, ряд оперных партий Пуччини написал с учетом уникальных исполнительских возможностей божественной Хариклеи…
После училища — Красноярская академия музыки и театра (ныне институт искусств). Потом Анна стала стипендиатом Фонда имени Ирины Архиповой в Москве, училась в аспирантуре Астраханской консерватории, и, наконец, с 1999 года она — солистка Красноярского оперного. Спустя шесть лет после того как была зачислена в оперную труппу, Анна стала участницей международного конкурса имени Хариклеи Даркле в Румынии.
— Не поехать туда я просто не могла, — поясняет певица. — В результате выразительной трактовки ряда арий, в том числе из своего театрального репертуара, прошла в третий тур и получила премию жюри.
Имя румынской оперной певицы сопровождает красноярскую артистку постоянно. Даркле — ее ангел-покровитель. Символично то, что сегодня Анна поет заглавную партию в «Тоске» Пуччини: самой первой ее исполнительницей была Хариклея.
Наедине со зрителем
Особое значение Анна Киселева придает своим сольным выступлениям. Чаще всего это — встречи со зрителем, который по разным причинам нечасто посещает оперный театр или не бывает там совсем. Нелегко представить себе, как даже самый горячий поклонник великой музыки, живущий в райцентре Мотыгино, что в сотнях километров бездорожья от краевого центра, бросает все и едет в Красноярск не просто по делам, а специально на спектакль. Вот и случается — по пословице: гора идет к Магомету. Выездные концерты, сольные выступления Анны сопровождаются либо концертмейстером, либо «минусовкой» — увы, приходится идти на такие жертвы: невозможно даже представить, что организаторам удастся взять на такие гастроли оркестр с дирижером. На это ни энтузиазма, ни денег не хватит. Впрочем, и репертуар таких творческих встреч со зрителем чаще всего не предполагает большого инструментального сопровождения, он — камерный. Анна поет романсы, известные — лучшие, конечно, — песни советских композиторов, французский шансон.
— Современная музыка в большинстве своем кажется мне ненастоящей, в отличие от музыки прошлого, — говорит певица. — Из эстрадных певцов звездой для меня является Муслим Магомаев. Он получил классическое образование. Каждая его песня наполнена вдохновением. Могу бесконечно слушать записи Анны Герман. Иногда даже слезы выступают, а после всегда становится легко на душе.
Опять просится параллель: Анна Герман — Анна Киселева… Автору этих строк довелось слушать романсы в исполнении героини публикации для публики в глубинке. В некоторых местах комок подступал к горлу и у него.
Между тем
Зрителя в селе или районном центре «завести», завоевать проще, чем искушенного и постоянного слушателя — знатока Верди или Чайковского. Прибавил в романсе Глинки дрожи в голосе, пустил ложную слезу («или мы не артисты!») — и получил очередного поклонника… Анне Киселевой абсолютно чужды такие понятия, как «чес» или «халтура». Она просто искренне не понимает — как можно обманывать, когда ты — вот он, на публике, по-своему обнажен.
— Людей нельзя обмануть, если певец выступает не с полной отдачей, это всегда чувствуется, — убеждена она.
И уж совсем особая тема для солистки оперного — военная. Ни одного празднования Победы она не пропускает, всегда — на публике, всегда делится своими переживаниями, собственным отношением к этому празднику. А оно — трепетно.
— Эта тема всегда со мной, — подтверждает Анна. — Представляете, мне довелось быть в Болгарии у того самого памятника советскому солдату, у «Алеши»! Идти, подниматься туда далеко, и только особо значимых гостей туда подвозят на машине. Так вот, мне повезло: меня привезли. Впечатление — как от Мамаева кургана, грандиозное!
Поет она и «Алешу», и окуджавскую «До свидания, мальчики!», и его же стихи из фильма «Белорусский вокзал», и многое другое, связанное с темой войны. И зрители сибирской провинции в маленьких залах районных ДК или вовсе сельских клубах благодарят ее такими аплодисментами, какие часто не снились именитым артистам после выступлений на самой высокой сцене. Не только провинции, впрочем: камерные концерты случаются и в краевом центре, Анна выступает и с друзьями-музыкантами, и с муниципальным духовым оркестром, и реакция публики неизменна — овации и слезы радости. И на эту искреннюю благодарность зрителей Анна Киселева отвечает честным отношением к творчеству — своему и чужому.
Геннадий ВАСИЛЬЕВ
«Российская газета – Красноярск» №249, 2 ноября 2017 г.