Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

06.02.2014

Колокол для Бориса Годунова

Колокола, специально отлитые для постановки, великолепные костюмы и декорации, переданные Большим театром, приглашенные из Москвы солисты. Новый спектакль Красноярского театра оперы и балета «Борис Годунов» обещает быть грандиозным. За две недели до премьеры закончились билеты – и это лучшее доказательство огромного зрительского интереса.

Не как у Пушкина

Репетиции «Бориса Годунова»Реалистическая драма Пушкина «Борис Годунов» (она лежит в основе оперы Мусоргского) рассказывает об одной из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Убийство маленького царевича Дмитрия в Угличе, в организации которого обвиняли Бориса, стало причиной появления самозванцев, польской оккупации, полного развала и разорения Руси.

– Если главный герой сделал неправильный выбор, то несчастья ожидают и его, и весь его род, и всех вокруг. Об этом опера «Борис Годунов», – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Надежда Столбова. – И в этом она похожа на древнегреческие трагедии: Борис – жертва рока, судьбы, фатума.

Однако кое в чем композитор отошел от текста классика. Он, в отличие от Пушкина, оставляет вопрос о том, убивал ли Борис царевича Дмитрия, открытым. Годунов – один из немногих российских царей, кому власть над Россией досталась не по наследству, а в результате выборов. И пусть в свое время он совершил немало грехов, вместе с короной он берет ответственность за все, что происходит в огромной стране.

– Опера «Борис Годунов» – рассказ не столько об исторических событиях, сколько о личности, – отмечает Надежда Столбова. – Своей музыкой Мусоргский «разъял» Бориса и показал человеческую суть. Годунов – человек, которому не дала жить его совесть. Но благодаря его покаянию и вере в финале Господь и прощает самого царя, и снимает кару с его близких.

Эпоха личностей

Впрочем, здесь сложен характер не только главного героя. Показан диковинный для нас тип государственных служащих, которые по-настоящему болеют за все, что происходит в стране. Время Годунова – это эпоха личностей. Подобрать для каждого героя певца, который мог бы не только исполнить партию, но и передать переживания, было непросто. Нужно иметь и голос, и особенное внутреннее ощущение мира.

«Борис Годунов» – совместный проект Красноярского оперного театра и московской «Новой оперы». Подбор актеров был сложным и долгим. Оба исполнителя Годунова – из Москвы. Конечно, раз в неделю, например, привозить таких «приглашенных звезд» в Красноярск невозможно. А масштаб постановки ее авторы снижать не намерены.

– Мы решили: пусть этот спектакль проходит редко, но будет стоить того аншлага, который у нас уже есть, – поясняет Надежда Столбова. - После премьеры, которая пройдет 7 и 8 февраля в театре оперы и балета, «Бориса Годунова» можно будет посмотреть летом. Показ приурочат к музыкальному фестивалю стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сцену организуют во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина. И, похоже, тем, кто намерен попасть туда, уже сейчас стоит позаботиться о билете.

Боярские шубы

– Мы работаем с первой редакцией оперы Мусоргского. Некоторые критики заявляли, что в ней недостает мелодизма, – объясняет Надежда Столбова, – но я могу сказать: это настоящее искусство. Музыка здесь не развлекает, не отвлекает, а берет и больше уже не отпускает.

Один из важных инструментов выразительности «Бориса Годунова» – звук колоколов. Они звучат на протяжении всего спектакля как некий голос судьбы. Когда царь восходит на трон, их звон – похоронный. Уже в этот момент Борис исподволь начинает догадываться, что его путь ведет не к величию, а к смерти.

Изначально русская опера немыслима без колоколов. Многие отечественные композиторы использовали их звон. Но никакому оркестру не под силу заменить своей игрой настоящие колокола. От них идет невероятная вибрация – и пронизывает все тело насквозь.

– Теперь и красноярские зрители могут услышать в театре удивительный звон, – рассказывает Надежда Столбова. – Большое счастье, что появилась возможность привезти колокола. Скажу сразу, без участия губернатора Красноярского края Льва Кузнецова это вряд ли удалось бы сделать. Колоколов несколько, их общая стоимость – больше миллиона рублей.

Колокола – настоящие, православные – общим весом около тонны были специально отлиты на заводе в городе Тутаеве Ярославской области. Их установят на специальной звоннице в глубине сцены, затем специально приглашенный звонарь настроит уникальный инструмент.

Еще одна удача, которая позволила снизить стоимость дорогого проекта, – невероятные костюмы и декорации. Их передал нашему оперному Большой театр в безвозмездное пользование на три года. Они были созданы для постановки «Бориса Годунова» знаменитого режиссера Александра Сокурова. Тот ставил оперу в 2007 году. Уникальные костюмы и декорации изготовлены по эскизам известных художников Каплевича и Купера.

Красноярский театр получил около восьмисот костюмов. Среди них немалое количество парчовых и меховых шуб, расшитых бисером, шелком и даже драгоценными камнями. Их общая стоимость – около 67 миллионов рублей.

Чтобы сохранить костюмы в первозданном виде, в театре подготовили специальное, хорошо проветриваемое помещение.

Даже при такой серьезной поддержке проект очень затратный. Однако его создатели не намерены компенсировать расходы за счет зрителей.

– Ни один театр мира, даже легендарный Ла Скала, не в состоянии себя окупить. Принести какую-то прибыль может только драматическая антреприза, – поясняет Надежда Столбова. – Поэтому мы не ставили для себя целью выйти на окупаемость. Задача проекта – вернуться к чему-то настоящему, исконному. История нашей страны так или иначе присутствует в памяти. И сюжеты, подобные «Борису Годунову», не могут не отзываться в нашей душе.

Справка:

Красноярский театр оперы и балета ставит «Бориса Годунова» в первой авторской редакции. Она наиболее точно отражает замысел автора. Этой постановкой в России да и во всем мире начинается празднование 175-летия великого русского композитора Мусоргского. Это совместный проект трех театров: Красноярского оперного, Большого и московской «Новой оперы».

Музыкальный руководитель проекта – Дмитрий Волосников, дирижер театра «Новая опера».

Главные партии исполнят солисты театра «Новая опера»:
Владимир Кудашев (7 февраля) и лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов (8 февраля).

Также в спектакле примут участие Александр Скварко (Самозванец), Сергей Поляков (Шуйский), Сергей Тарасов (Варлаам).

В некоторые моменты на сцене будут находиться до полутора сотен человек.

Наталья МАШЕГОВА
"Наш Красноярский край", 06.02.14 г.