Цветовая схема:
21-23 ноября в Красноярском театре оперы и балета оперная премьера «Амадей»
Под этим названием будет представлен спектакль, в котором дирижер и музыкальный руководитель постановки Дмитрий Волосников объединил несколько произведений. Это опера Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Дон Жуан» и «Реквием» В.А. Моцарта, опера «Тарар» А. Сальери и один номер из «Свадьбы Фигаро» в оркестровке Евгения Колобова. Режиссер – Надежда Столбова.
По словам Дмитрия Волосникова, двадцать лет назад он увидел, как Колобов вместе с хореографом Владимиром Васильевым выпускал «Моцарта и Сальери». И настолько впечатлился, что сделал впоследствии свой спектакль.
– У Колобова и Васильева все отношения выстаивались через балет, – пояснил Дмитрий Георгиевич. – В их постановке было несколько балетных пар, и, кстати, одну из партий там когда-то танцевал Марк Перетокин (В прошлом ведущий солист Большого театра, ныне – художественный руководитель балетной труппы Красноярского театра оперы и балета – Е.К.). Я обращался к этому материалу дважды, в Ярославле и в Самаре, но у меня был музыкально-драматический спектакль. Актеры читали текст Пушкина, который перемежался музыкальными номерами в постановке Аллы Сигаловой.
В Красноярске тоже поначалу планировалась именно такая подача. Но потом от идеи отказались, материал будет представлен как камерная опера. Все действие развернется на большой сцене, но там расположатся не только солисты, хор и оркестр, но и зрители. В оперном театре это первый такой эксперимент. Спектаклю оказалось необходимо именно такое пространство: камерные отношения между солистами при акустике большого зала. А публика получит возможность увидеть главную площадку театра изнутри. Стены не будут задрапированы, декорации разместятся по всей сцене, по ходу действия их будут выхватывать лучи света (художник по свету – Сергей Скорнецкий).
В отдельных фрагментах в будущей премьере используется редакция Евгения Колобова. Но в целом – это абсолютно новая редакция Дмитрия Волосникова, подготовленная специально для Красноярска. В процессе репетиций отпала еще одна идея – появление в спектакле маленького Моцарта, на роль которого хотели пригласить кого-нибудь из юных красноярских вокалистов. В окончательной версии все исполнители партий Моцарта и Сальери, а также персонажей их опер – взрослые. Моцарта репетируют молодые теноры Евгений Мизин, Евгений Балданов и Андрей Колобов, Сальери – басы Владимир Комович, Дмитрий Рябцев, Илья Кривчиков и солист московской «Новой оперы» Виталий Ефанов (известный красноярской публике по участию в опере «Борис Годунов»).
– Когда я берусь за этот материал, мне вновь и вновь задают вопрос, совместимы ли гений и злодейство, – улыбается Волосников. – На мой взгляд, очень даже совместимы, таких примеров полно. Но мы никого не обвиняем, и Сальери у нас подан отнюдь не в черных красках. Главную же мысль спектакля выразил Моцарт: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой». И в самом деле – от людей искусства, в понимании обывателей, пользы никакой. Но представьте, что люди перестали писать стихи, музыку, картины? Мир сошел бы с ума.
Елена КОНОВАЛОВА
«Опера&Балет» №3, ноябрь 2014 г.