Цветовая схема:
В Красноярском театре оперы и балета готовится к постановке опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко», премьера которой состоится 6 и 7 июня. Этот спектакль посвящен 100-летию великого режиссера Б.А. Покровского, который поставил «Садко» на сцене Большого театра в 1949 году.
Эта опера была написана Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым в конце 19 века. В ее основу лег сюжет древней былины о Садко — гордом новгородском гусляре. Гусли и судьба провели его через странствия по дальним краям и владениям Морского Царя. Сюжет о приключениях Садко — великолепная основа для фантазии художника, и не случайно автор декораций к постановке Большого театра Ф.Ф. Федоровский был удостоен за эту работу Сталинской премии.
В спектакле Красноярского театра оперы и балета будут бережно восстановлены декорации Федоровского. Огромную подготовительную работу для этого проделал член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи, который буквально по крупицам восстановил эскизы декорации к спектаклю Большого театра. А режиссером-постановщиком спектакля выступает выпускница ГИТИСа Надежда Столбова.
Мы попросили Надежду рассказать о том, каким будет спектакль «Садко» на сцене Красноярского оперного театра.
— Римский-Корсаков считал, что в ОПЕРЕ проблемы современности нужно отображать не в лобовую, а иносказательно. Доказательством остались его произведения: опера (небылица в лицах) «Золотой петушок», волшебная опера-балет «Млада», «СКАЗАНИЕ о невидимом граде Китеже..», весенняя сказка «Снегурочка», опера-былина «Садко». В них вопросы, волнующие человека, отражаются острее, а воспринимаются слушателем глубже.
Именно поэтому сегодня Красноярский театр оперы и балета обратился к этой эпической опере-былине «Садко», чтобы через призму жизни наших предков приблизиться к пониманию современного человека.
Зрителю не нужно бояться объемов этого произведения, опера будет динамичной, картины сменяться одна за другой. Зритель будет не пассивным созерцателем, а активным участником. Жить внутри действия вместе с героями: бороться и хохотать на раздольном купеческом пиру, печалиться и влюбляться на берегу Ильмень-озера, уплывать в неведомые страны и погружаться в царство Морского Царя.
Чтобы сохранить атмосферу полусказочной оперы-былины мы решили использовать художественное оформление Ф.Ф. Федоровского, сделанное для спектакля Б.А. Покровского. Такой ход позволяет избежать осовременивания — оно губительно для такого эпического произведения как Садко. Сегодня у нас есть возможность не рисовать декорации, а спроецировать их в оригинале, так как они написаны мастером.
Эта опера написана, чтобы покорять, завораживать красотой и чудом. В спектакле зрителя ждет множество захватывающих сценографических эффектов: птицы-лебёдушки, плывущие по глади воды, на глазах у публики превратятся в девушек-танцовщиц на пуантах, а живая Морская Царевна исчезнет и растечётся рекой Волховой. Не оставят зрителя равнодушным и водно-морские эффекты — проплывающие корабли и оживающие картины Федоровского.
Взаимоотношения героев в спектакле, несмотря на всю сказочность, будут настоявшими, не условными, так как если бы это происходило здесь и сейчас.
Хореографию в спектакле будет ставить художественный руководитель балетной труппы Красноярского театра оперы и балета Марк Перетокин. Все сцены и пляски скоморохов, подводное царство окажутся более динамичными, действенными. Хореография в спектакле станет одним из главных выразительных средств.
Опера «Садко» написана композитором с большим юмором. Юмор — неотъемлемая часть и нашего спектакля. А былинность для нас — не назидание поколениям, а увлекательная ожившая история. Опера — быль.
«Krasopera@news» № 2, март 2012 г.