Цветовая схема:
27 марта в Красноярском театре оперы и балета имени Д.А. Хворостовского состоится премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Эту оперу в театре ставили неоднократно, предыдущая постановка вышла в 2011 году. В прошлом сезоне режиссёр Елизавета Корнеева и художник Екатерина Агений выпустили новую версию спектакля в формате семистейдж. И вот спустя год – долгожданная полноформатная премьера.
Как рассказывает Елизавета Корнеева, в спектакле ей и художнику хочется совместить разные стили и эпохи – элементы расцвета дель арте с элементами времени Леонкавалло, чуть-чуть добавив туда современности:
– На сцене публика увидит двор многоэтажного дома – это закрытый двор, двор-колодец. В нем видно всё, как на ладони, что происходит – здесь все всё обо всех знают. И всё действие постановки происходит внутри двора. Сцены ревности Канио к Недде, любви Недды к Сильвио – все перипетии сюжета сходятся в этой точке. За происходящим наблюдают не только люди – из окон на всё взирают маски как символ театра. Отсюда вопросы: кто мы? Что наша человеческая жизнь – игра, придуманная нами, или она из высшей категории? Мы в ней актеры, и это всего лишь театр – или живем собственной жизнью, являемся ее творцами? По крайней мере, для Канио театр стал важнее, чем его собственная жизнь.
Мы со сценографом Екатериной Агений по-прежнему разрабатываем здесь прием, заявленный еще на семистейдже, когда зритель становится зрителем вдвойне, наблюдает театр в театре. То есть видит на сцене людей, живущих во дворе и смотрящих во второй половине спектакля некую комедию дель арте, созданную Канио, где он играет Паяца. И в то же время зритель наблюдает, как создается этот театр, и что происходит с самими героями оперы.
В целом, получилась серия бытовых историй о простых людях – но высоким языком, как, в принципе, и написал Леонкавалло. Надеюсь, что к концу сезона к «Паяцам» добавится еще одна одноактная опера – «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Это тоже дворовая тема с шикарной музыкой, и вновь о любви и ревности, о тех мотивах, что всегда двигают человека на более высокие мысли. Вроде, обыкновенный конфликт, самая обыденная история, естественный мотив убийства – ревность. Но она рассматривается великими композиторами как что-то, что выводит человека на новые размышления и поступки. Так происходит и в «Паяцах», когда, казалось бы, именно банальная ревность толкает Канио на убийство. Но за этим скрываются невероятные перипетии отношений и смыслы всего происходящего. Когда Канио поет свою самую знаменитую арию «Смейся, паяц!», она становится, мне кажется, кульминацией его жизни, открывает перед нами всю бездну его боли, понимания собственного ничтожества и отсутствия возможности другого пути. Переживая боль от ревности к Недде, он обсуждает сам с собой всю свою жизнь: какое место в ней занимает страсть к театру и к женщине? И где в этой жизни остался он сам? Вот такие вопросы мы поднимаем в простой бытовой истории во дворе итальянского двора-колодца, разыгрывая там театр. Собственно, сам театр как явление начинался именно так.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера&Балет" №4, март 2021 года