Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

14.04.2016

Созвездие талантов, достойное памяти великой певицы

В Красноярском театре оперы и балета завершился VII Международный фестиваль "Парад звёзд в оперном", на сей раз приуроченный к 90-летию со дня рождения выдающейся певицы Галины Вишневской.

Парад звёзд в оперномВ фестивальную афишу вошли произведения, в центральных партиях которых в своё время блистала сопрано N1 Большого театра, а также шедевры, которые она ценила особенно высоко ("Борис Годунов" М. Мусоргского, "Медея" Л. Керубини).

Достойным обрамлением фестиваля стали два гала-концерта. Первый из них вместе с документальным фильмом "Вишневская, Ростропович – история любви" оказался очень удачным введением в нынешний красноярский праздник оперного искусства. Подготовили этот концерт те, кто обязан своим становлением, своим творческим ростом Центру оперного пения, созданному Галиной Павловной в 2002 году и ставшему главным делом последнего периода её жизни.

Красотой голосов, вокальной культурой, артистизмом эти певцы – сопрано Екатерина Миронычева и Ирина Морева, теноры Сергей Поляков и Пётр Сизов, баритон Александр Алиев и бас Владислав Попов, исполнившие сцены из опер Д. Верди и П. Чайковского, – показали, насколько высок статус учебно-театрального центра, воспитавшего их.

А заключительный концерт фестиваля подарил красноярцам радость встречи с талантливыми молодыми солистами московского театра "Новая опера": меццо-сопрано с уникальной подвижностью голоса Викторией Яровой и басом Евгением Ставинским, наделённым голосом бархатного тембра и, добавлю, выигрышной внешностью. В их исполнении прозвучали не только популярные арии, но и ряд ранее совершенно не известных нашей публике произведений Г. Пёрселла, К. Глюка, В. Беллини.

В фестивальных спектаклях представилась возможность услышать солистов "всяких рангов, всяких лет". Среди сопрано, приглашённых из других театров, особо хочется выделить зрелого мастера, солистку Большого театра Елену Зеленскую в партии Лизы ("Пиковая дама" П. Чайковского) и молодую казахскую певицу, солистку созданного всего несколько лет назад театра "Астана Опера" Жупар Габдуллину в партии Аиды ("Аида" Д. Верди). Обе уже знакомы красноярской публике и вновь покорили замечательным синтезом высокого вокального мастерства и сценической выразительности.

Ведущая солистка Самарского оперного Ирина Крикунова была очень убедительна в партии Ярославны ("Князь Игорь" А. Бородина). Красавица Виктория Ястребова из Мариинского театра, выступившая в титульной партии оперы "Тоска" Д. Пуччини, хороша прежде всего как певица. Но в актёрском отношении она по-настоящему раскрылась только в финальной сцене.

Гастролёры-тенора, принявшие участие в спектаклях нынешнего "Парада звёзд", – это опытные Михаил Губский из "Новой оперы" и Максим Пастер из Большого театра, а также более молодые Иван Снигирев из Чебоксар и Михаил Пирогов из Улан-Удэ (обладатель Гран-при прошлогоднего Международного конкурса вокалистов имени П. И. Словцова).

Михаил Губский многократно выступал в красноярских спектаклях, в том числе и в "Аиде". Вторично (после премьеры 2014 года) выйдя на сцену нашего театра в партии египетского военачальника Радамеса, он подтвердил свой уверенный профессионализм. А после исполнения Максимом Пастером партии лейтенанта Пинкертона в опере "Мадам Баттерфлай" Д. Пуччини стало понятно, почему он пользуется репутацией одного из лучших современных российских теноров.

Иван Снигирев запомнился прежде всего сценическим воплощением образа Германа в "Пиковой даме". Вне сомнения и его незаурядный вокальный потенциал. А Михаил Пирогов обладает голосом редкой красоты. Он выглядел очень органичным в роли художника Марио Каварадосси в спектакле "Тоска".

Единственным баритоном – гостем фестиваля, выступившим в оперном спектакле, нынче оказался солист "Астана Опера" Талгат Мусабаев. Он произвёл отличное впечатление, в первую очередь яркими вокальными данными и музыкальностью, представ перед красноярцами в партии Евгения Онегина.

Не впервые посетили Красноярск басы Аскар Абдразаков из Мариинского театра (хан Кончак в "Князе Игоре"), Виталий Ефанов и Владимир Кудашев из "Новой оперы" (Борис Годунов и Пимен в "Борисе Годунове"). Как обычно, они встретили заслуженный восторженный приём.

С искусством ведущего солиста Большого театра Михаила Казакова ранее мы были знакомы только благодаря телевидению. Теперь же этот представитель отечественной басовой элиты украсил своим голосом фестивальное исполнение "Реквиема" Д. Верди.

Меццо-сопрано Ирина Долженко уже несколько лет является солисткой сразу двух театров: не только столичного Большого, как прежде, но и красноярского. В дни фестиваля мы услышали её в "Реквиеме", в "Аиде" (в партии Амнерис – дочери фараона) и в заключительном концерте, лишний раз убедившись в достойном восхищения мастерстве певицы.

Среди красноярских солистов, занятых в фестивальных спектаклях, были не только те, кого местные слушатели знают и ценят давно, но и артисты, пополнившие труппу в нынешнем сезоне.

Публика с энтузиазмом приняла нового баса Николая Пронина (князь Гремин), юную Ольгу Черемных (Татьяна) и тонкого музыканта Сергея Осовина (Ленский) в опере "Евгений Онегин" П. Чайковского. О. Черемных и С. Осовин в прошлом году стали лауреатами вокального конкурса имени П.И. Словцова. Так же как и подающий большие надежды баритон Александр Михалёв. Его благородная манера пения оказалась очень кстати в спектакле "Мадам Баттерфлай", где он в партии американского консула составил радующий слух ансамбль с именитым М. Пастером.

Как и все предыдущие фестивали, только что финишировавший был парадом не только певцов, но и дирижёров. На сей раз 10 маэстро внесли свою лепту в успех спектаклей. Среди них и сверхтемпераментный Фабио Мастранджело ("Тоска"), и опытнейший, авторитетнейший Александр Анисимов ("Князь Игорь"), и Петер Феранец, который с редкой экспрессией провёл спектакль "Евгений Онегин", и главный приглашённый дирижёр Красноярского оперного театра Дмитрий Волосников, как всегда, прочитавший партитуру "Бориса Годунова" словно на одном дыхании, полностью подчинив себе и исполнителей, и слушателей.

Но самым большим сюрпризом, настоящим открытием стало искусство итальянца Дамиана Иорио. В спектакле "Мадам Баттерфлай" театральный оркестр под его руководством превзошёл самого себя: стал, как никогда ранее, тонким, гибким, чутким, живым организмом, равноправным участником действа.

Магия Д. Иорио наилучшим образом подействовала и на певцов. Дирижёр "дышал" вместе с ними (что, увы, теперь встречается не так часто), создавая максимально комфортные условия.

После заключительного концерта при выходе из театра я услышала следующее: "Какие всё-таки молодцы! Только бы не закрыли этот проект!" Полностью разделяю такое мнение.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 14 апреля 2016 г.