Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Труппа

Мария Александрова

Народная артистка России

День рождения – 20 июля

Родилась в Москве. Будучи еще студенткой Московской государственной академии хореографии (класс Софьи Головкиной) приняла участие в Международном конкурсе артистов балета в Москве (1997), завоевала I премию и была принята в труппу Большого театра (проработала до февраля 2017 года). Сольные партии стала получать в первый сезон работы в театре, ставший для нее последним, который она провела в ранге артистки кордебалета. Педагогом-репетитором Марии Александровой была Татьяна Голикова, позже – Нина Семизорова.

Исполнительница всего мирового классического репертуара. Среди ее партий – такие как Ундина («Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова), Cильфида («Сильфида» в редакции Й. Кобборга), Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича), Ундина («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Тамань», хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников), Катарина («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо), Солистка («Милосердные» на музыку А. Пярта, хореография К. Уилдона), Плита, вальс, пылесосы («Квартира» на музыку Fleshquartet, постановка М. Эка), Дуэт (Dream of Dream на музыку С. Рахманинова, хореография Й. Эло), Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети), Принцесса Аврора («Спящая красавица»), Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни), Никия («Баядерка»), Сванильда («Коппелия» Л. Делиба), Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Медора («Корсар» А. Адана), Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Мясина – первая исполнительница в России), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Раймонда («Раймонда»), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина в постановке А. Алонсо), Фея Сирени («Спящая красавица»), Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж. Ноймайера), Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского – первая исполнительница), Клеманс («Раймонда» А. Глазунова), Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети), Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Аспиччия («Дочь фараона»), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару – первая исполнительница), Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича), Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля), Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана), Уличная танцовщица и Китри («Дон Кихот»), Гамзатти («Баядерка») и многие другие.

Спектакли, поставленные специально на Марию Александрову: «Занавес» на музыку О. Респиги (хореограф Вячеслав Самодуров), «Нуреев» И. Демуцкого (хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников, 2017, партия Марго, первая исполнительница), «Чайка» И. Демуцкого (хореограф-постановщик Юрий Посохов, партия Маши), «Le Pari» (в постановке Дмитрия Гуданова), «Амок» А. Симоненко (хореограф Виктория Литвинова), «Пиковая дама. Балет» Ю. Красавина (хореограф-постановщик Максим Петров), мировое турне с балетом «Богини и Демоны»  Т. Гутьерреса (хореография Бланки Ли, художниками по костюмам выступали Алайя, Жан-Поль Готье, Стелла Маккарти, Софи Теалле).

Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век», инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева – «Русских сезонов» XX века. Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 году на сцене Государственного Кремлевского дворца. В декабре 2010 года на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой). В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях – в 2009 году выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 году – в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

Как приглашенная звезда работала с Мариинским театром на протяжении всей своей карьеры, а также с Парижской оперой, Английским национальным балетом, «Токио балетом», The Georgia Ballet (Грузия), Михайловским театром, НОВАТом, Пермским, Уральским, Ростовским, Астраханским и Нижегородским театрами оперы и балета.

С 15 августа 2024 года – и.о. ректора Академии хореографии Севастополя.

 

Репертуар

  • СПАРТАК — Приглашенный педагог-репетитор

Архивные спектакли

Награды

Лауреат Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене» (2018);

Удостоена звания «Народная артистка Российской Федерации» (2009);

Удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2005);

Национальная театральная премия «Золотая Маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (2004, сезон 2002/03);

Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда», 1999);

I премия Международного конкурса артистов балета в Москве (1997).

Пресса и новости

Все материалы