Цветовая схема:
Народный артист СССР
День рожденья – 18 апреля
Артист балета, балетмейстер, хореограф, актер, театральный режиссер, балетный педагог.
Родился в Москве. В 1958 году окончил Московское хореографическое училище по классу М. М. Габовича. С 1958 года – солист балетной группы Большого театра, где проработал больше тридцати лет.
Дебютировал в 1959 году в партии Данилы («Каменный цветок» Прокофьева), год спустя стал первым исполнителем партии Иванушки в балете Родиона Щедрина «Конек-горбунок».
Станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых – Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, 1961), Петрушка (одноименный балет И. Ф. Стравинского, 1964), Щелкунчик (одноименный балет П. И. Чайковского, 1966), Спартак (одноименный балет А. И. Хачатуряна, 1968), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1973), принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков – Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение.
Первый исполнитель таких партий как Нарцисс (хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского, 1960), Меджнун («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского, 1964), Сергей («Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича, 1976), Икар («Икар» С. Слонимского в собственной постановке, 1976), Макбет («Макбет» К. Молчанова в собственной постановке, 1980) и многих других.
С 1971 года выступает в качестве хореографа. Поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. Среди постановок – новая редакция балета «Паганини» (хореография Л. Лавровского) на музыку С. Рахманинова (1988 – театр Сан-Карло, 1995 – Большой театр), балет «Балда» на музыку Д. Шостаковича (1999 – Большой театр, 2006 – Государственный театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова), опера «Аида» Дж. Верди, реж. Ф. Дзеффирелли (1993 – Римская опера, 2004 – театр Арена ди Верона, 2006 – театр Ла Скала), балет «Золушка» С. Прокофьева (1994 – Кремлевский балет, постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки, 2002 – Челябинский театр оперы и балета, 2006 – Воронежский театр оперы и балета), балет «Жизель» А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (1994 – Римская опера, 1997 – Большой театр), хореографические сцены в опере «Хованщина» М. Мусоргского, реж. Б. Покровский (1995 – Большой театр) и др. Снимался в фильмах-балетах.
В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982-1995 гг. преподавал там же хореографию (с 1989 г. – профессор).
В 1995-2000 гг. работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.
Почетный профессор МГУ (с 1995), действительный член Международной академии творчества (с 1989) и Академии российского искусства (с 1990), секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО (с 1990), член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992), президент Фонда Галины Улановой (с 1998).
В 1990-95 гг. был председателем жюри, с 1996 года стал художественным руководителем Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» («Пермь»), с 2004 года – председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» (Берлин). В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.
Первая премия и золотая медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959);
Гран-при и золотая медаль на I Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964);
Премия им. Вацлава Нижинского – «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца);
Премия Ленинского комсомола (1968) – за высокое мастерство и создание образа народного героя в балетных спектаклях ГАБТ;
Ленинская премия (1970) – за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна;
Премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е. С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца);
Премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия);
Орден Ленина (1976);
Государственная премия СССР (1977) – за исполнение партии Сергея в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
Орден Дружбы народов (1981);
Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1984) – за участие в создании фильма-балета «Анюта» (1981);
Приз «Интервидения» (за телебалет «Анюта») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982);
Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет «Анюта») на Х Всесоюзном фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983);
Медаль Академии искусств Аргентины (1983);
Премия Академии Симба (1984, Италия);
Приз «Интервидения» и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет «Дом у дороги») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985);
Приз за лучший спектакль сезона – балет «Анюта» в театре Сан-Карло (Неаполь, 1986);
Приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986);
Орден Трудового Красного Знамени (1986);
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия);
Премии имени Дж. Тани – «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е. С. Максимовой, 1989, Италия);
Премия ЮНЕСКО (1990);
Премия имени С. П. Дягилева (1990);
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991, в области музыкального искусства) – за концертные программы последних лет;
Театральная премия «Хрустальная Турандот» в 1991 году (совместно с Е. С. Максимовой) и в 2001 году – «За честь и достоинство»;
Премия мэрии Москвы (1997);
Премия города Террачина (1997, Италия)
Почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция);
Орден Св. Константина Великого (1998);
Орден Св. благоверного князя Даниила Московского (1999);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000) – за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства;
Орден «За заслуги» (1999, Франция);
Медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия);
Медаль им. Пабло Пикассо (2000);
Премия «За жизнь в танце» (Италия, 2001);
Премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005);
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия);
Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета» (2005);
Премия им. Людвига Нобеля (Санкт-Петербург, возрождена по инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности, 2007);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) – за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность;
Премия Свободы – за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей (2010, Нью-Йорк).
Солист Красноярского балета Григорий Ботенков за пять лет работы в театре станцевал во многих спектаклях, в его репертуаре – полтора десятка разноплановых сольных партий. Но особенно близки ему, по собственному признанию, образы, требующие глубокого наполнения. В одной из таких партий, Студента в «Анюте» В. Гаврилова, артист готовится дебютировать 11 декабря. - Елена КОНОВАЛОВА, "Опера & Балет" №4 (104), декабрь 2024
В Вечере балетов по произведениям Виктора Астафьева «Последний поклон» в качестве чтеца на сцену Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского выйдет драматический актер – заслуженный артист России Яков Алленов. Спектакль состоится 1 и 2 мая и будет посвящен 100-летнему юбилею писателя.
Проект Владимира Васильева – народного артиста СССР, танцовщика, балетмейстера, хореографа, актера, театрального режиссера, балетного педагога – 1 и 2 мая будет представлен на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.