Цветовая схема:
Народный артист СССР
День рождения - 2 января
Родился в 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М.Горького.
Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 64-й он — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 1964-м становится главным балетмейстером Большого театра — и оставит эту должность (в 1988-м г. «главный балетмейстер» был переименован в художественного руководителя балетной труппы) только в 1995 г.
Репертуар
Перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) следующие свои балеты:
«Каменный цветок» С. Прокофьева (1959);
«Легенда о любви» А. Меликова (1965);
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979, мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978).
Спектакли, поставленные в Большом театре
Оригинальные:
«Щелкунчик» П. Чайковского (1966);
«Спартак» А. Хачатуряна (1968);
«Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975);
«Ангара» А. Эшпая (по пьесе «Иркутская история» А. Арбузова, 1976);
«Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г. ).
Редакции классических балетов
«Спящая красавица» П. Чайковского (1963, 1973);
«Лебединое озеро» П. Чайковского (1969, 2001);
«Раймонда» А. Глазунова (1984, 2003);
«Жизель» А. Адана (1987);
«Баядерка» Л. Минкуса (1991);
«Корсар» А. Адана (1994);
«Дон Кихот» Л. Минкуса (1994).
Танцы в операх
«Октябрь» В. Мурадели (1964);
«Руслан и Людмила» М. Глинки (1972).
В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.
Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца.
В 1975-85 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время — почетный президент).
С 1989 г. — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».
С 1992 г. — президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.
Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека» и «Гран-при Сибири» (Красноярск), а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.
В 1991-94 гг. руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».
В 1993-95 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.
В 1996 г. стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»). С тех пор постоянно сотрудничает с этой труппой.
Фильмы
В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).
Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986).
Юрий Григорович неоднократно переносил свои и классические балеты на сцены других театров, спектакли в его постановке шли (а некоторые и до сих пор продолжают идти) на балетных сценах Новосибирска, Уфы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Баку, Праги, Софии, Вены, Парижа, Анкары, Рима, Копенгагена, Хельсинки, Милана, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула и др.
В Красноярском театре оперы и балета идут три балета Юрия Григоровича - «Спартак», «Каменный цветок» и «Раймонда».
Заслуженный артист РСФСР (1957);
Народный артист РСФСР (1966);
Приз Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969);
Ленинская премия за постановку балета «Спартак» (1970);
Почетный приз Парижской академии танца (1972);
Народный артист СССР (1973);
Орден Ленина (1976);
Государственная премия СССР за постановку балета «Ангара» (1977);
Народный артист Узбекской ССР (1981);
Орден Октябрьской революции (1981);
Государственная премия Узбекской ССР за художественное руководство постановкой балета «Индийская поэма» У. Мусаева (1983);
Государственная премия СССР за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985);
Герой социалистического труда (1986);
Став фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа Краснодарского музыкального театра ТО «Премьера»), первым был удостоен звания «Почетный гражданин Кубани», за которым затем последовало и награждение медалью «Герой труда Кубани» (1996);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца», 2001);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002)
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003);
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2012);
Премия Леонида Мясина (Позитано) в категории «За выдающиеся заслуги» (2013).
Театр оперы и балета после продолжительного перерыва вновь обратился к ярчайшему образцу классики ХХ века – "Спартаку". И опять в хореографии Юрия Григоровича, конгениальной изумительной музыке Арама Хачатуряна, в сценическом оформлении Симона Вирсаладзе. - Любовь ЛАВРУШЕВА, "Красноярский рабочий", 10.11.2024
В 2007 году Красноярский театр оперы и балета был одним из первых, получивших от Григоровича разрешение на постановку "Спартака". Семнадцать лет спустя 97-летний хореограф доверил работу Анне Жаровой, год назад возглавившей Красноярскую труппу, Михаилу Лобухину и Марии Александровой из Большого театра, Михаилу Лифенцеву из Новосибирска. - Анна ГАЛАЙДА, «Российская газета», 06.11.2024
На премьерные показы балета «Спартак» 18 и 19 октября в Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского стоит прийти пораньше: за 30 минут до начала спектакля в фойе второго этажа зрителей будет ждать Лейла Гучмазова, известный театральный критик и журналист, с лекцией о «Спартаке».