Цветовая схема:
Народный художник СССР
Советский театральный художник, сценограф, живописец, педагог
(1908-1089)
Родился 31 декабря 1908 года (13 января 1909 года по новому стилю) в Тифлисе (Тбилиси). Учился в Тифлисской академии художеств (1926-1927) у И. Шарлеманя. В 1928 году переехал в Москву, где продолжил образование во ВХУТЕИНе – Высшем художественно-техническом институте (педагоги Исаак Рабинович и Петр Кончаловский). Завершил учебу в 1931 году в Ленинградском ВХУТЕИНе (с 1930 года – Ленинградская академия художеств, педагог Михаил Бобышов).
В 1926-1927 гг. оформил несколько спектаклей тифлисского ТРАМа – Театра рабочей молодежи, отдав дань популярному в те годы конструктивизму.
В 1932-36 гг. был главным художником Тифлисского государственного театра оперы и балета имени Захария Палиашвили. В этом театре в тот период и позднее им были оформлены оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1931), «Даиси» З. Палиашвили (1936), балеты «Сердце гор» А. Баланчивадзе (1936), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена и «Жизель» А. Адана (1942), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1943), «Отелло» А. Мачавариани (1957).
С 1937 года работал в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский). В 1945-1962 гг. являлся главным художником этого театра. Оформил здесь балеты «Сердце гор» (1938), «Лауренсия» А. Крейна (1939), «Весенняя сказка» (1947), «Раймонда» А. Глазунова (1948), «Лебединое озеро» (1950), «Спящая красавица» П. Чайковского (1952), «Щелкунчик» П. Чайковского; оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1941, 1962), «Семья Тараса» Д. Кабалевского (1950) «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1956), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1958).
Оформлял спектакли Ленинградского академического малого театра оперы и балета (ныне Михайловского): «Ашик-Кериб» (1940), «Шехеразада» (1950), «Семь красавиц» (1953), «Корсар» А. Адана (1955), а также Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская государственная академия русского балета имени А.Я. Вагановой), театров оперы и балета в Баку и Новосибирске.
В Театре имени Кирова начал складываться его творческий альянс с Юрием Григоровичем (хореограф не раз называл Симона Вирсаладзе своим соавтором), вызвавший к жизни новый принцип живописного оформления балетного спектакля. Первыми спектаклями Григоровича-Вирсаладзе были «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961).
Затем сотрудничество весьма плодотворно продолжилось в Москве. На сцену Большого театра были перенесены «Каменный цветок» (1959) и «Легенда о любви». А также созданы новые постановки: «Спящая красавица» (1963, 1973), «Щелкунчик» П. Чайковского (1966), «Спартак» А. Хачатуряна (1968), «Лебединое озеро» (1969), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Эшпая (1976), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979), «Золотой век» Д. Шостаковича (1982), «Раймонда» (1984).
Балеты Юрия Григоровича, оформленные Симоном Вирсаладзе, неоднократно ставились за рубежом.
Помимо спектаклей Григоровича, оформил в Большом театре только две постановки: в 1956 году – «Лебединое озеро» и в 1973-м – балет «Моцарт и Сальери» на музыку В. А. Моцарта и А. Сальери.
Сотрудничал с балетмейстерами Вахтангом Чабукиани, Константином Сергеевым, Василием Вайноненом, Петром Гусевым и другими.
По эскизом художника созданы костюмы для многих программ Ансамбля народного танца Грузии, а также для фильмов Г. Козинцева «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971).
Государственная премия СССР за оформление балета «Ангара» (Большой театр, 1977);
Звание «Народный художник CCCР» (1976);
Действительный член Академии Художеств СССР (1975);
Ленинская премия за оформление балета «Спартак» (Большой театр, 1970);
Звание «Народный художник Грузинской ССР» (1958);
Звание «Народный художник РСФСР» (1957);
Сталинская премия за оформление оперы «Семья Тараса» (театр им. С. М. Кирова, 1951);
Сталинская премия за оформление балета «Раймонда» (театр им. С. М. Кирова, 1949).
Театр оперы и балета после продолжительного перерыва вновь обратился к ярчайшему образцу классики ХХ века – "Спартаку". И опять в хореографии Юрия Григоровича, конгениальной изумительной музыке Арама Хачатуряна, в сценическом оформлении Симона Вирсаладзе. - Любовь ЛАВРУШЕВА, "Красноярский рабочий", 10.11.2024
В 2007 году Красноярский театр оперы и балета был одним из первых, получивших от Григоровича разрешение на постановку "Спартака". Семнадцать лет спустя 97-летний хореограф доверил работу Анне Жаровой, год назад возглавившей Красноярскую труппу, Михаилу Лобухину и Марии Александровой из Большого театра, Михаилу Лифенцеву из Новосибирска. - Анна ГАЛАЙДА, «Российская газета», 06.11.2024
Премьера балета Александра Глазунова “Раймонда” с использованием хореографии Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича состоялась в ноябре в Красноярске. Художником-постановщиком стал Дмитрий Чербаджи, много лет сотрудничающий с Красноярским театром оперы и балета. - Анна БУЛАВЧУК, "Городские новости", 6 декабря 2018 г.