Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Новости

26.03.2004

Бенефис кордебалета

Красноярский балет сдает строгий экзамен перед специалистами, а потом и перед зрителями! "Бенефис кордебалета" - 7 и 26 марта

"Баядерка"При слове экзамен у всех, вполне естественно, начинают трястись поджилки! Ну, боимся мы экзаменов, еще со школы и с вуза. И, уж поверьте, - артисты не исключение! Хотя каждый их спектакль - это вроде бы своеобразный экзамен перед зрителями. Недавно у красноярского балета с успехом прошли гастроли в Великобритании и Италии - тоже экзамен, который красноярцы сдали успешно. А предстоящие занятия пугают больше. Почему? В один голос заявляют артисты - выступление перед специалистами, тем более такого класса - это экзамен вдвойне. Наверное, потому, что только специалист-профессионал способен в полной мере оценить и все достоинства, и все недостатки работы другого профессионала. Где-то похвалить за успехи, где-то отметить мелкие огрехи.

В этот раз в качестве "строго экзаменатора" выступает одна из самых известных в мире балетных педагогов-репетиторов - заслуженный деятель искусств России Регина Семеновна Никифорова. Регина Семеновна - правая рука Юрия Григоровича, патриарха мирового классического балета. Много лет была ведущим педагогом - балетмейстером Большого театра. Потом вместе с метром - Большой театр оставила.

Почему же Красноярцы считают её экзаменатором?

- Это её второй приезд в Красноярск. Впервые Регина Никифорова приезжала в Красноярск в октябре 2003 г. перед предстоящими гастролями труппы. Занималась не только с артистами, но и с балетмейстерами-педагогами, открывая им тончайшие нюансы работы артистов в "Лебедином озере", и "Спящей красавице". Наверное, её можно сравнить с камертоном, той чистой нотой, по которой настраивает себя весь ансамбль красноярского балета. Наши педагоги-репетиторы продолжали занятия с труппой и вот теперь - проверка. В верном ли направлении проходят занятия. Что за это время <ученики> усвоили и освоили.

Кроме всего прочего, Регина Никифорова проведет репетиции акта "Теней" из балета Л. Минкуса "Баядерка". Специалисты в один голос утверждают, что "сцена теней", пожалуй, самая сложная сцена для женского кордебалета из всего классического репертуара. В ней необходимо владение всем комплексом приемов классического балета для всей труппы театра, точнее, для всего женского состава кордебалета театра. Главный балетмейстер театра лауреат международных конкурсов Сергей Бобров и Регина Никифорова уверены, что балетная труппа театра готова к этой сложной работе. По сути, это сцена уже отрепетирована труппой, а Р. Никифорова, как она сама выражается, "почистит" и отшлифует работу. Дело в том, что она знакома с оригинальной хореографией М. Петипа со вторых рук. В свое время восстановление этого спектакля на сцене Большого театра проводил легендарный Федор Васильевич Лопухов, который, будучи солистом Мариинского театра, был хорошо знаком с постановкой Мариуса Петипа. Налицо - прямая передача великого классического наследия. Именно Регина Никифорова в течении многих лет была педагогом-репетитором кордебалета, а по сути, хранителем великого наследия Петипа. Теперь свои знания она передает артистам красноярского балета.

Итогом её нынешнего визита в Красноярск станет "Бенефис кордебалета", который пройдет 7 и 26 марта 2004 года на сцене театра. Зрители смогут увидеть прекрасные "белые сцены лебедей" второй картины "Лебединого озера" и картину "Тени" из балета Л. Минкуса "Баядерка". Это будет еще один экзамен - на этот раз перед родным красноярским зрителем.

Справка (из энциклопедии "Балет")

Кордебалет (франц. Corps de ballet, от Corps - личный состав, и de ballet - балета), коллектив танцовщиков, исполняющий групповые массовые танцы и сцены. Роль кордебалета до некоторой степени аналогична роли хора в опере. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с ансамблем и с солистами. Нередко кордебалет применяется в качестве эмоционального "аккомпанемента" танцу солиста, выступая в роли резонатора переживаний героя.

"Баядерка" - балет Л. Минкуса. Балетмейстер-постановщик - М. Петипа. Впервые поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1877 году. Действие балета происходит в Древней Индии. Любовь баядерки (танцовщицы) Никии и воина Солара вызывает гнев могущественных врагов - влюбленного в неё Великого Брамина, раджи и его дочери Гамзатти - невесты Солара. Никия умирает от укуса змеи, спрятанной в корзине цветов. Лишь в мире сновидений Солар встречает тень Баядерки...