Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Новости

20.03.2004

Премьера "Кармен"

20 марта в 17.00 в Красноярском государственном театре оперы и балета премьера оперы Ж. Бизе "Кармен".

"Кармен"В Сибири наступает весна, а в театре оперы и балета бушуют отнюдь не сибирские, а самые настоящие "испанские страсти". Солист оперы Евгений Балданов прямо на сцене убил из ревности солистку Анну Киселеву! И все это произошло на глазах режиссера, дирижера и других артистов!

Но не спешите пугаться и падать в обморок от ужаса. Это не история для криминальной хроники. Просто в театре идут последние репетиции перед премьерой оперы Ж. Бизе "Кармен".

Приближается к завершению сложная и кропотливая работа над постановкой оперы, которая началась еще в октябре 2003 года.

О последнем творении Ж. Бизе написано и сказано уже немало. Оперу "Кармен" по праву относят к одной их самых популярных в мире. В наши дни она входит в репертуар практически любой оперной труппы и исполняется не только на языке оригинала, но и переведена на многое языки мира. Нетрудно понять, в чем причина такой популярности. В опере много великолепных мелодий, которые хоть раз в жизни слышал, наверное, каждый человек, даже тот, который совсем не относит себя к ценителям оперного искусства. Это и знаменитая увертюра с "темой судьбы", и хабанера "У любви, как у пташки, крылья...", и "Куплеты тореадора". Опера необычайно драматична, но в то же время блестяща и ясна.

Сегодня в театр пришло новое поколение талантливых исполнителей, выросших и воспитанных уже в новой, постсоветской России, с другим взглядом на жизнь, со своим жизненным опытом. Изменилось время. Изменились ли взаимоотношения, изменились ли взгляды людей на любовь, ревность, предательство? Будет интересным узнать, каким новое поколение артистов представят знаменитый любовный треугольник Кармен - Хозе - Эскамильо.

Постановочная группа не собирается идти по пути некоторых театров и превращать спектакль в "фантазию в стиле модерн". Спектакль решен в реалистических традициях театра "Ла Скала". Декорации спектакля очень достоверно передают эпоху, стилистику места действия. Мы словно попадаем в испанский городок на побережье средиземного моря. В оформлении спектакля нет ничего вычурного, шокирующего, авангардного (в худшем смысле этого слова). Они легко меняются от действия к действию, давая актерам новое пространство для игры. Мобильность декораций позволит также сэкономить время наших зрителей.

Интересна и сложна задача исполнителей: как, не отходя от классического варианта оперы, рассказать ее по-своему, отлично от других, придать ей современное звучание. Образ Кармен стал олицетворением роковой страсти и неизбежности трагической развязки. При этом другие персонажи оперы, их чувства, поступки подчас оставались на втором плане. "Кармен" на сцене нашего театра - это не только история страстной цыганки, но и история солдата Хозе, который разрушает самое лучшее, что есть вокруг него, порой даже не замечая этого. Это и судьбы других, менее заметных на первый взгляд персонажей (Эскамильо, Микаэла, Цунига, Моралес), оказавшихся на "линии судьбы" Кармен - Хозе.

Над премьерой работает талантливый постановочный коллектив. Музыкальный руководитель спектакля - главный дирижер театра заслуженный артист России Анатолий Чепурной, режиссер-постановщик - главный режиссер театра, лауреат Государственной премии Вячеслав Цюпа, художник-постановщик - Член-корреспондент Российской Академии художеств Михаил Курилко-Рюмин (Москва), хормейстер - Наталия Буш.

В главных партиях заняты: Кармен - дипломант международного конкурса Анна Киселева, Лариса Плотникова, Нина Кириенко, Елена Авдеева. Хозе - лауреат Всероссийского конкурса Евгений Балданов, Анатолий Пилипенко. Эскамильо - нар. арт. России Владимир Ефимов, лауреат Всероссийского и дипломант международного конкурсов Олег Алексеев и другие солисты.

Хотелось бы особо обратить ваше внимание на художника-постановщика спектакля - Действительного члена Академии Художеств, Народного художника России, лауреата Государственной премии, профессора Михаила Курилко-Рюмина. В среде художников, да и в театральном мире - он легендарная личность. Его театральными работами (он был главным художником Большого театра) восхищались Ю. Григорович, С. Вирсаладзе, А. Мессерер. Перечислим лишь основные даты его жизни и творчества:

8 февраля 1923 г. - Родился в г. Петрограде. Отец - художник, профессор М.И. Курилко, мать - преподаватель.
1941-1942 - Боец 64/7 гвардейской стрелковой дивизии. Западный фронт. Ранен 5 октября под Курском.
1942-1945 - Художник Киргизского республиканского театра оперы и балета г. Фрунзе.
1945-1951 - Студент художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. Учился у Ф. Богородского, Ю. Пименова, Г. Щегаля, Б. Дубровского-Эшке.
1951 - по настоящее время - Работа в театре и кино. Оформлено около 100 спектаклей в театрах Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Донецка, Каунаса, Москвы, Праги, Саратова, Свердловска, Уфы, Фрунзе и др.
1954 - Становится членом Московской организации Союза Художников. С 1954 года - постоянный участник крупнейших художественных выставок в стране и за рубежом.
1957-1962 - Преподавательская работа во Всесоюзном Государственном институте кинематографии.
1962- по наст время - Руководитель театральной мастерской в Московском Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, профессор.
1980-1992 - Председатель комиссии ВТО по театрально-постановочной специальности.
1983-1988 - Секретарь Правления Союза Художников СССР.
1988 - Член-корреспондент Российской Академии художеств, член Президиума, секретарь отделения декоративных искусств Российской Академии художеств.
1992 - Заведующий кафедрой живописи в Московском Государственном художественном институте им В.И. Сурикова.
1992 - И.о. Главного ученого секретаря Российской Академии художеств.

О творческой личности лучше всего может рассказать другой творец. Приводим здесь слова художника Николая Андронова.

"Очень трудно верно оценить или словами интерпретировать творческое лицо художника Михаила Михайловича Курилко. Художник интересный, сложный, неутомимый в своем многогранном труде. В многогранности его таланта нельзя не увидеть наиболее характерную, ему особо присущую черту. Вкус. Вкус профессиональный; вкус требовательный и артистический; вкус традиционный; изысканность его вкуса оставляет печать на всем, что он делает, на всей его жизни, вплоть до многочисленных и своеобразных его учеников.

Чего у М.М. Курилко больше - эрудиции, энциклопедизма или интуитивного чувства? На примере его творческой жизни очевидным становится, что освобождает волю художника, делает его независимым от пагубных влияний стилизаций и конъюнктурных ухищрений глубокая преданность традициям дисциплины нашего ремесла".

Ждем своих зрителей на премьере спектакля "Кармен" 20 и 27 марта в 17.00 и надеемся, что они получат истинное наслаждение от великолепной музыки и вокала.