Цветовая схема:
Легендарный балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» в авторской редакции композитора не шел на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского пять лет. В начале нового 45-го творческого сезона зрители вновь смогут увидеть этот новаторский спектакль 30 сентября, 1 и 2 октября.
Премьера состоялась 5 октября 2014 года на III Международном форуме «Балет XXI век». Хореограф-постановщик спектакля – художественный руководитель театра заслуженный артист России Сергей Бобров. За основу создатель спектакля взял первую авторскую редакцию партитуры Чайковского и московскую премьеру балета 1877 года в постановке Венцеля Рейзингера. Обращение к оригиналу «Лебединого озера» было вызвано желанием воспроизвести логику композитора в начальном варианте сочинения.
– Изначально у Чайковского Одетта – это фея, а не заколдованная девушка, как в более поздней версии Петипа. Такая же фея, как Сильфида, Жизель, Ундина – она в одном ряду с ними. Именно этой темой был увлечен композитор, ему безумно нравилась «Жизель», рыцарские романы. И его либретто построено на сказке Мусеуса. Этот сказочник и драматург написал историю, как некий рыцарь приходит на озеро встречать фею, царицу лебедей. Ее желание связать свою судьбу с человеком земным приводит к трагедии. Суть романтического балета в том, что два этих начала соединить невозможно. Петипа же, в принципе, допускает счастье принца и Одетты, если бы не сиюминутная, чисто человеческая увлеченность юноши яркой, броской Одиллией. У Петипа обличье лебедя символизирует плен, в который заключена заколдованная девушка, у Чайковского лебедь олицетворяет свободу (видимо, поэтому практически все танцы лебедей написаны композитором в мажоре). Мы вернули в спектакль порядок номеров и аранжировку Чайковского, – пояснил Сергей Бобров.
Для спектакля были сшиты роскошные костюмы – 150 женских и 80 мужских. Сценические наряды гармонично соединили винтажный и ультрасовременный стили с историческими мотивами. Специально для постановки была воссоздана картина художника-сценографа Карла Вальца, написанная им для премьеры балета в 1877 году. Полотно размером восемь на семь метров, условно разделяет сцену на два мира – земной и сказочный и станет центральным элементом спектакля. Огромное зеркало на «заднике» сцены позволит зрителю видеть действие, происходящее за картиной, в сказочном мире озерной феи.
Спектакль завоевал не только любовь зрителей, но и признание экспертов. Он стал лауреатом Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна – 2015» в номинациях «Лучшая премьера сезона в музыкальном театре», «Лучшая работа балетмейстера-постановщика» (Сергей Бобров), «Лучшая женская роль в балетном спектакле» (Наталья Боброва в партии Одиллии) и «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» (Иван Карнаухов в партии Бенно).