Цветовая схема:
Либретто оперы Александра Чайковского «Ермак» (мировую премьеру Красноярский театр имени Д.А. Хворостовского представит 27, 28, 29 июня) создал поэт, писатель Дмитрий Макаров (Москва).
Дмитрий – автор трех книг стихотворений и короткой прозы – давно мечтал написать либретто для большой оперы. Поэтому когда Чайковский предложил принять участие в его новом амбициозном проекте, не раздумывал.
– Мы сразу решили, что это будет опера не столько о Ермаке, сколько о Сурикове, великом красноярце, написавшем «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Несколько месяцев я изучал архивы, ездил в Петербург, где встречался со специалистами по передвижникам, читал старинные летописи и семейную переписку Суриковых. Здесь, кстати, меня ждало немало открытий, а Суриков стал мне почти родственником, – рассказал Дмитрий Макаров о работе над проектом. – Я много думал о том, почему он взялся за огромную картину, которую никто не заказывал. Она потребовала от него недюжинных усилий: он был на Дону и в Сибири, искал натуру. Думаю, Суриков, будучи человеком, как тогда говорили, государственного мышления, искал свой ответ на вопрос: что значит быть россиянином? Он понимал, что без Сибири Русь не стала бы Россией. И в этом смысле дерзкий поход Ермака оказался для его и нашей родины судьбоносным.
Дмитрий Макаров в первый раз написал оперное либретто, но не впервые работает с текстами для музыкальных произведений. На его стихи писали музыку Александр Чайковский (один из романсов цикла «Песни о Первой мировой войне» – на стихотворение «Вот прошла война…») и Илья Демуцкий (оратория «Ковчег» – на стихотворение «Ковчег непарных зверей»), а композитор Кузьма Бодров использовал его тексты в произведениях «Лиссабон» для хора, солистов и ударных и «Стамбул» для скрипки и флейты.