Цветовая схема:
В четвертом сезоне конкурса «Большой балет» на канале «Культура» приняли участие ведущие танцовщики Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Анна Федосова и Марчелло Пелиццони. По словам артистов, об этом проекте у них остались самые приятные воспоминания. А возможность выступить перед многомиллионной телеаудиторией восприняли как счастливый шанс.
– Марчелло, помнится, недавно вы говорили, что участвовать в конкурсах больше не будете. Поступило предложение, от которого не смогли отказаться?
Марчелло: Можно сказать и так. Летом проводил время с друзьями на даче, и вдруг звонит наш педагог Александр Эдуардович Куимов и передает приглашение от худрука театра Сергея Рудольфовича Боброва. Это было неожиданно и очень приятно. Хотя пришлось поднапрячься. У нас такой театр, что обычно мы всё время в работе, расслабляться некогда. Во время карантина мне впервые за долгое время выпало сразу два месяца отдыха. И все же такой вынужденный простой – это ужасно, и не столько физически, сколько морально. Не знаешь, когда вернешься к репетициям, на сцену, когда сможешь обрести былую форму.
Анна: Мы вообще поначалу засомневались, стоит ли соглашаться на столь ответственное предложение. За время пандемии тела оказались растренированы. Дома необходимых условий для подготовки нет, но даже если бы мы активно занимались в изоляции, это не восполнило бы нам привычную нагрузку. А тут такой серьезный проект, нельзя было ударить в грязь лицом. Артист балета живет от цели к цели. А на карантине у нас вообще не было никаких новых задач, мы расслабились. Но, в то же время, это не был полноценный отдых – мы не могли поехать на море или в какое-то другое путешествие.
– А сколько времени вам дали на подготовку к конкурсу?
Марчелло: Шесть недель, что совсем немного, учитывая физическую сложность выбранного репертуара, к тому же у меня там было полно новых номеров. Их нужно было поставить, выучить, просто начать вместе работать – прежде мы с Аней никогда не танцевали в паре, за исключением отдельных эпизодов.
Анна: Я почти все номера прежде исполняла, но это не слишком облегчило задачу. Особенно при подготовке сцены из «Эсмеральды» – вот уж где нужно было максимально сосредоточить все силы. Да и над остальными пришлось не меньше поработать. Программа была составлена продуманно, разносторонне, чтобы показать наши лучшие возможности.
Марчелло: Но, думаю, у нас сразу сложился хороший дуэт, и это многое облегчило. (Улыбается.)
Анна: Да, у меня тоже возникло ощущение, что мы быстро притерлись друг к другу. Знаете, в дружеском партнерстве танцевать легче, чем с любимым человеком. С другом ты смелее в своих высказываниях, как-то проще прийти к пониманию.
Марчелло: Становишься более эмоциональным, не боишься нечаянно задеть – спор воспринимается исключительно как рабочий момент, ничего личного. А еще ты можешь больше сконцентрироваться на себе, а не на партнере, и это идет на благо самому танцу.
– Как оцениваете своих соперников?
Анна: Все мы оказались примерно на одном уровне. Когда узнали результат, подумали, что немножко недотянули. Но я вообще не знаю артиста, абсолютно довольного своим выступлением – будь то в конкурсе или в спектакле. Мы всегда сами знаем свои минусы, где и что не удалось воплотить в полной мере.
Марчелло: Полностью согласен. Когда смотрю на себя в записи и анализирую ошибки, всегда вижу, что можно сделать лучше.
Анна: Но если говорить о результатах конкурса, они справедливы – Маша Хорева из Мариинского театра действительно оказалась лучшей, притом что она моложе всех участников. У нее отличная подготовка и есть все необходимые балетные данные, она явно выделялась.
– Как вы восприняли замечания со стороны жюри?
Анна: А разве нам делали замечания? Я не заметила. (Смеется.) Хотя, честно говоря, ожидала, что критики будет больше. Но нам лишь высказали какие-то пожелания – это очень полезно услышать со стороны.
– Что вам дало участие в «Большом балете»?
Анна: У меня остались самые приятные воспоминания. Редко когда выпадает уникальная возможность так плотно поработать с педагогом, получить столько внимания к себе. Театр был закрыт, и только нам специально разрешили здесь заниматься. А самое главное, что я вообще не воспринимала «Большой балет» как конкурс – это шоу. Там не было жесткой соревновательности.
Марчелло: Больше пришлось беспокоиться, как выглядишь на камеру. (Смеется.) Наш педагог Вера Николаевна Суровцева не только заставила нас быстро похудеть и привести себя в форму, она сразу еще и психологически ко всему готовила, говорила: «Не забывайте, что вокруг камеры, вас снимают крупным планом, пока вы танцуете». Когда заранее так настраиваешься, это помогает. Разумеется, самое главное – качество исполнения. Но на «Большом балете» еще нужно давать много интервью – это тоже часть шоу.
Анна: Съемочная площадка оказалась очень сложная, везде яркий свет – всякие рисунки на полу, на стенах. Я однажды даже потерялась в том пространстве. И все же на обычном конкурсе труднее: вышел, станцевал – и до самого конца не знаешь результатов, волнуешься. А на «Большом балете» нам сразу всё говорили, никаких волнений. И условия, пока мы там находились две недели во время съемок, были идеально организованы.
Марчелло: На этом шоу вообще царит очень хорошая атмосфера, в отличие от других конкурсов. Знаете, как было приятно, когда после выступлений к нам подходили гримеры, костюмеры, родители других участников – и поздравляли, благодарили. Мне кажется, главное в этом конкурсе – даже не победа, во всяком случае, я не заметил, чтобы кто-то слишком об этом беспокоился. Там просто приятно и интересно находиться, и важно достойно показать себя на миллионы зрителей.
– Как обычно готовитесь к ответственным выступлениям?
Марчелло: Главное – выспаться накануне. Это помогает внутренне сконцентрироваться, накопить в себе необходимую энергию.
Анна: Я стараюсь не придавать большого значения каким-то отдельным событиям, для меня все выходы на сцену – ответственные, будь то конкурс, премьера или очередной спектакль. Когда так воспринимаешь себя в профессии, это помогает справиться с волнением. Если нужно быстро привести себя в форму, перестаю есть после трех часов дня – только воду пью. А до этого часа ни в чем себе не отказываю – ем всё, что хочу, в том числе и сладкое.
– Будете ли вы выступать осенью на балетном конкурсе в Красноярске?
Марчелло: Вероятно, да, если он не сорвется. Но, скорее всего, не вместе – моя партнерша Лена Свинко тоже планирует принять в нем участие, поэтому у нас будет несколько пар от театра. Хотя сам я до сих пор не люблю конкурсы – это жуткий стресс.
– Незадолго до пандемии вы, Аня, говорили, что мечтали станцевать Жизель и Китри, а вы, Марчелло, готовились к «Гусарской балладе». Какие цели ставите перед собой сейчас, что репетируете, о чем мечтаете?
Анна: Мы приступили к репетициям балета «Катарина – дочь разбойника», я учу главную партию. Его премьера как раз запланирована к форуму «Балет. XXI век». А из планов на будущее… Наверное, с возрастом наше восприятие самих себя меняется – сейчас мне уже близка не Китри, а лирические образы, я не нахожу в себе ничего от Китри. Да, партия технически сложная, но в образе этой героини для меня больше нет чего-то притягательного.
Марчелло: Пока сам не станцуешь, трудно понять, что тебе по-настоящему близко. Начинающему артисту вообще хочется всё перепробовать, и от ведущей партии никто не откажется. Но когда ты станцевал ее уже больше ста раз, иногда приходит понимание, что это не твое.
Анна: А, может, просто накапливается усталость от однообразия, особенно на гастролях, когда мы на протяжении двух месяцев показываем лишь четыре-пять балетов. Но проходит время, вспоминаешь, что тебя давненько не занимали, например, в «Лебедином озере», и уже хочется вновь его исполнить. И все же на разных этапах притягательны свои партии. Мне сейчас интереснее было бы станцевать Манон, Фригию в «Спартаке». Перед началом пандемии мы должны были дебютировать в «Снегурочке»: я репетировала Снегурочку, Марчелло – Мизгиря. Но теперь это, видимо, отодвинулось до следующей зимы. А самое заветное на сегодня желание – исполнить Кармен.
Марчелло: Мне вообще ближе характерные образы, чем чистая классика, где приходится больше думать не об образе, а о чистоте линий, о том, как выглядит твое тело. А в таких спектаклях как «Ромео и Джульетта», «Спартак» или «Кармен» совсем другие задачи, и лично мне они интереснее. Например, в образе Ромео артист не должен бояться быть некрасивым – для балета такое непривычно. Но смерть всегда некрасива, и это надо принять.
Елена КОНОВАЛОВА
Культура24, 18 декабря 2020 года