Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.04.2024

Феликс Коробов: «Манон» – это спектакль-праздник»

В 2016 году Феликс Коробов стал дирижером-постановщиком оперы «Манон» в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, он же выпустит в апреле премьеру этого спектакля в Красноярске. В своем интервью маэстро рассказывает о музыкальных особенностях произведения Жюля Массне.

Феликс КоробовМоя «Манон»

– Массне написал аж две оперы на этот сюжет, включая одноактную оперу-пастиш «Портрет Манон», которую я всё мечтаю исполнить. У меня с этой музыкой вообще многое связано. Мой папа, драматический режиссер, поставил две оперы, и одной из них как раз был «Портрет Манон» в Свердловском малом оперном театре. И так как музыки в «Портрете» для полноценной большой постановки недостаточно, папа придумал, что стареющий де Гриё вспоминает свою молодость с Манон, юношеские приключения, а на его глазах разворачивается роман его племянницы и, как потом оказалось, наследника де Гриё. И он использовал в этой партитуре четыре основных дуэта из большой оперы «Манон». Я работал тогда виолончелистом-концертмейстером в Екатеринбурге, спектакль оказался нашей единственной совместной оперной постановкой.

Прекрасные воспоминания о собственной юности подтолкнули меня впоследствии к тому, чтобы самому взяться за «Манон» в Москве. Мы давно дружили с режиссером Андрейсом Жагарсом, опера Массне стала нашей первой совместной работой. С первых же слов мы поняли, что идем в одном направлении. В итоге получился, на мой взгляд, очень красивый, яркий и очень красочный спектакль, несмотря даже на трагичный финал оперы. Андрейс умел делать праздник. Прекрасно, что теперь «Манон» продолжит свою жизнь в Сибири – эту постановку в Москве любили и артисты, и зрители, она останется доброй памятью об Андрейсе, уже знакомом красноярскому зрителю по «Аиде».

Особенности исполнения

– Ключевые партии Манон и де Гриё значимы для карьеры любого певца, они являются вершинами вокального искусства. Сохранить чистоту голоса, тембра при тех эмоциональных нагрузках, которые испытывают артисты в этой опере, невероятно сложно, эти партии требуют очень большого мастерства.

В Москве у нас было два состава, и они определились именно в процессе репетиции по какой-то внутренней энергетике, по «химии», возникшей между солистами. Потому что это очень сильные любовные дуэты, и если между партнерами нет эмоционального отклика, на сцене крайне сложно воплотить такие чувства. Дуэты написаны очень красиво, там очень много параллельного пения – и, конечно, важно тембровое сочетание, чтобы сливались голоса. Наверное, это самое сложное в опере Массне. Партию Манон Леско готовят Анна Авакян и Виолетта Гришко, кавалера де Гриё – Давит Есаян и Валентин Колесников. Как распределятся дуэты, решим ближе к премьере.

Что же касается музыкальных инструментов, в «Манон» невероятное значение у кларнета: фактически все основные дуэты сопровождаются его лейттембром – всё, что связано с любовью, с взаимоотношениями героев. Эта партия очень сложна технически: требуется долгое дыхание, кларнетист должен быть большим художником, чтобы это исполнить. Массне вообще был колористом, мастером инструментовки, и создал по-настоящему импрессионистическую партитуру – богатство и буйство красок у него феноменальное.

Есть неожиданный инструмент и в группе ударных: в увертюре и в пятой картине используется такой не очень музыкальный инструмент, как… кандалы. Их звук у нас воспроизводит крупная ячеистая цепь, которая наматывается на палку и в нужный момент шевелится по полу.

Опера Массне по роману аббата Прево мне вообще всегда больше нравилась, чем «Манон Леско» Джакомо Пуччини. На мой вкус, музыка французского композитора более чувственная. Если Пуччини, в первую очередь, берет у Прево сюжет, то Массне интересуют ощущения – от Франции, от Парижа, от героев, от обстоятельств, в которые они попадают. Пуччини в своей «Манон» увлекается страстями, а Массне – эмоциями. И в этом, на мой взгляд, большая разница: чтобы исполнить все четыре дуэта Манон и де Гриё у Массне, нужно иметь большое сердце – и персонажам, и исполнителям.

Елена КОНОВАЛОВА, фото Олега МЕНЬКОВА
"Опера & Балет" №8, апрель 2024