Цветовая схема:
Видеть музыку и слышать друг друга
Сегодня в Москве открылся Второй фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». На этот раз он соединился с Биеннале театрального искусства, программа которого начнется двумя неделями позже, однако не растерял особенностей собственной идеологии и найденного формата: во-первых, фестиваль принципиально не содержит конкурсной программы, во-вторых (и это очень важно!), афишу его формировали сами театры – участники Ассоциации музыкальных театров России.
Президент АМТ, худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян говорит:
– Фестиваль «Видеть музыку» – панорама жизни музыкальных театров. Это не альтернатива «Золотой Маске» – разные цели, разные территории действия. Театры, которые едут к нам на фестиваль, разделены огромными расстояниями. Понимаете, что это значит? Один театр на 1000 квадратных километров! И он сохраняет культурную канву.
– То есть, это фестиваль провинции?
– Нет, у нас большая московская оперная афиша, в том числе в ней и Большой театр. Огромное представительство петербургских театров, причем со спектаклями разных жанров. Пожалуй, здесь провинция играет партию одной из первых скрипок.
– В афише есть спектакли театров, на которых «экспертное сообщество» навешало малоприятные ярлыки.
– Мы находимся в другой среде, нежели критики и эксперты. Мы коллеги. Для меня Большой театр, театр Чихачева, Санкт-Петербургский театр «Зазеркалье», театры Петрозаводска, Красноярска, Иркутска – необходимые и равноправные части культурной касты. Все они члены Ассоциации. И они сами решают, участвовать им или нет. Такое решение – огромная ответственность: никакому руководителю театра не захочется показать на фестивале слабый спектакль.
Фестиваль «Видеть музыку» открывается спектаклем театра имени Сац «Упражнения и танцы Гвидо» – недавняя премьера оперы Владимира Мартынова. В течение полутора месяцев московские зрители на самом деле «увидят музыку», написанную в самых разных жанрах – опера, мюзикл, оперетта, балет. Ну а география фестиваля действительно впечатляюща: Краснодар, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Бурятия, Алтай, не говоря уже о Москве и Петербурге. Есть в афише вещи очень интригующие. Например, опера Кюи «Кавказский пленник» в постановке Красноярского театра оперы и балета. Или ранний мюзикл Ллойда Уэббера «Иосиф и его удивительный плащ снов» питерского театра «Карамболь». Нет сомнений, что внимание привлечет мировая премьера оперы Монтеверди «Ариадна» – да, именно мировая: дирижер Эндрю Лоуренс Кинг, создавший совместно с театром Сац проект Академия старинной оперы OPERA OMNIA, осуществил реконструкцию партитуры, сохранившейся лишь во фрагментах. Первое исполнение оперы великого барочного композитора именно в России – это знаковое событие для отечественной музыкальной культуры, которая не так давно стала приобщаться к барочной оперной традиции. И театр имени Сац занял в этом процессе лидирующие позиции.
В ходе фестиваля состоятся круглые столы, обсуждения. Как абсолютно верно заметил Георгий Исаакян, театрам необходима обратная связь – каждому художнику важно услышать оценку своего творчества. Кому-то, чтобы более критично взглянуть на самого себя, а кому-то, чтобы поверить в свои силы. Так что критики, хоть и не приглашенные к формированию программы фестиваля, тем не менее – желанные его участники.
Есть в программе фестиваля и специальный проект, посвященный авангардному искусству – Лаборатория молодых композиторов и драматургов КоOPERAция. Будут показаны восемь миниопер, что, по задумке организаторов, поможет авторам и театрам найти друг друга. Заключительный гала-концерт состоится 3 ноября в Бетховенском зале Большого театра. Там будет вручена премия «Легенда» – единственная награда фестиваля, которому важно, не ставя театры в нервную ситуацию соревнования, дать возможность каждому показать себя с лучшей стороны.
Екатерина КРЕТОВА
"Московский комсомолец", 26 сентября 2017 г.