Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.12.2009

Интервью Натальи Цюпы (о премьере мюзикла "Золотая принцесса")

Такого спектакля давно ждали как дети, так и взрослые. Озорного, легкого, зажигательного мюзикла! На сцене красноярского театра оперы и балета в последнее время появляются самые неожиданные проекты, которые позволяют с успехом выдерживать конкуренцию с мощным телевидением, кино и многочисленными компьютерными шоу. Театр все же дает современному зрителю почувствовать живое дыхание спектакля, энергию сердечного ритма артистов и непосредственно иметь свое ощущение от переживаний и эмоций. В декабре уходящего года стартует новая премьера сезона – мюзикл "Золотая принцесса" с участием детской образцовой оперной студии театра.

Наталия ЦюпаО музыке, о юных артистах и о том, что ожидает наших зрителей в "Золотой принцессе" рассказывает художественный руководитель студии, постановщик спектакля Наталия Владимировна Цюпа.

- С работой юных артистов оперной студии красноярская публика знакомится почти в каждом спектакле – дети поют отдельные хоровые номера в больших операх и даже в балете, участвуют в мизансценах массовки, наконец, значительно заняты в спектаклях детского репертуара наравне со взрослыми артистами – "Под первой звездой", "Золушка", "Приключения Буратино". Но чтобы целиком вести двухчасовой мюзикл, петь и танцевать в максимально динамичных условиях большого шоу – это впервые.

- Когда возникла идея этого полномасштабного проекта и с какими трудностями Вам приходилось сталкиваться?

- Идею мы пытаемся воплотить в течение двух лет, сначала должна была родиться пьеса, репертуар был огромен – и выбрать что-то оригинальное и непохожее было трудно. Мы столько переслушали, что до сих пор, кажется, еще многое открываем для себя, новые произведения, имена, музыку. Для того, чтобы спектакль состоялся нужен добротно сделанный музыкальный материал, полноценный сюжет, выучены все партии. Мы искали жанр спектакля, стиль, какого плана история - современная или не очень. И все-таки показалось, что от современных историй мы немножко устали. Вскоре пришла мысль, почти нетленная - о Золушке, о развитии "сказочных вариаций" на эту тему. Но при этом хотелось добавить эпоху, найти атмосферу, в которой все происходит. Так в нашем спектакле появились куклы, оживающие, "ветряные манекены" - девочки, которые пытаются в своем мире найти какую-то одушевленность, пожить миром людей и пережить такие же страсти и чувства. Не просто пожить в мире сказки, но и выбрать девочку-Принцессу из мира кукол: самую милую, добрую, с замечательными душевными качествами. И в нашем сюжете есть не завистливые "колючки" - сестры, а очень достойные соперницы из меркантильного мира - не какой-то нужен Принц, а главное дворец должен быть немаленький.

- В чем необычность жанра мюзикла, ведь эта история могла быть рассказана и в драматическом спектакле?

- Это, прежде всего, – музыка великого неповторимого ансамбля АВВА! На такой фантастически популярной ретро - волне все оживает заново и рождает необыкновенные ощущения. Музыкальная драматургия песен шведского ансамбля, безусловно, высочайшего уровня мастерства и профессионализма материал. Это изумительная мелодика, блестящая аранжировка и классическая форма. Масштабы музыкальных композиций АВВА разрастаются невероятно, настолько здорово они сделаны! Дети нашей студии привыкли работать в музыкальном театре – это особое душевное эмоциональное проживание, пластичность в движении и в вокале, которые им удаются – возможны и в новой сложной постановке. Наши юные артисты способны петь не просто концертные номера, а чувствовать и передавать энергетику всего спектакля.

- Сколько занято артистов в вашей постановке и как распределены роли между ними? Сложный ли был кастинг?

- Всего задействовано более 60 человек, и по большому счету в мюзикле нет "главных" и "второстепенных" персонажей, даже кукольный коллектив на сцене становится постоянным участником – нет скучающих артистов, ждущих на дальнем плане. Каждый ребенок – артист спектакля. Только роль Феи поручена известной телеведущей Татьяне Ушаковой и серебряному призеру Всемирного чемпионата исполнительских искусств в Лос-Анджелесе Анастасии Козловой.

В создании спектакля мы оставили полностью музыкальный авторский текст композиторов ансамбля АВВА, но текст поэтический сочиняли сами, согласно нашему детскому Сюжету о Золотой Принцессе. Режиссер-постановщик Вячеслав Цюпа нашел совершенно новую тонкую интонацию слов, трогательную, понятную как детям, так и взрослым. Это был не перевод текстов АВВА, а новая современная история о детстве, юности, мечтах и надеждах, об истинных чувствах и доверии друг к другу. Наконец, о том, что всегда нужно верить и искренне надеяться на чудеса в нашей жизни!

Чем не новогодняя история для почитателей музыкального театра!? Давайте все вместе будем петь любимые мелодии и слушать собственное сердце! Приглашаем всех на современный спектакль, в котором ожидаются и необыкновенные чудеса современной театральной графики, видеоарта и эффектного звучания самой романтичной музыки ХХ века!

Вячеслав Олегович полностью написал тексты всех песен и продумал всю сюжетную линию, драматургию спектакля – это был очень долгий творческий процесс. С бессонными ночами… Безусловно, мы получили разрешение у АВВА, сами авторы напрямую незнакомы с нашими новыми текстами, но они знают либретто, сюжетную линию спектакля. Они знают, какие мы взяли песни.

- Была ли идея пригласить шведский ансамбль сюда, познакомить с новой сценической судьбой их знаменитых песен?

- Даже у нашумевшего в Москве мюзикла "Мама миа" не все так легко получилось, несмотря на большой успех. Посмотрим, как этот мюзикл "Золотая принцесса" будет жить.

Нагрузка у ребят большая. Репетирует несколько составов на главные партии, и они же становятся частью огромной кукольной "массовки". Каждый должен хорошо представлять свои возможности и результат, который делается всеми вместе. Возрастной диапазон участников - от семи до девятнадцати. Это такой постоянный обучающий процесс, когда все дети органично существуют в условиях музыкального театра на равных. Пока все двигалось за эти два года, дети выросли и мы в результате, конечно, подтянули еще новых исполнителей, но оставили основной состав, который все начинал «с азов». Мы много репетировали и летом, во время путешествий и каникул в лагере.

- Как к этому проекту относятся сами дети – участники спектакля?

- Мы такой проект еще не переживали, поэтому все впереди. Некоторые девочки у нас профессионально занимаются этим делом, учась в музыкальных вузах и колледжах. Это станет частью их профессии. К тому же возложить основной серьезный материал среднему звену 10-12-летних детей – такой большой полноценный спектакль, исполненный одними детьми задача фантастически трудная. Младшие дети – это, прежде всего «краска» в общем звучании, это органичность и актерская непосредственность, особая трепетность переживания на сцене своей «сказочной истории». И все-таки основная нагрузка спектакля решается артистами, работающими более пяти лет в нашей студии, старшими по возрасту и опыту. Это такой своеобразный «спецназ», который может все и на него всегда можно положиться.

В дирижерской яме я как руководитель хорошо представляю и вижу каждого участника огромного спектакля – причем не только в малых мизансценах, но и крупным планом. Это невероятно интересно, когда постепенно по кирпичикам складывается одно театральное большое событие!

Хореографы работают с ребятами, понимают специфику звучащего и танцующего хора – могут сделать номера в разном стиле – кабаре, мюзик-холла. Сложность и неожиданность нашей постановки в том, что у нас нет отдельно танцоров или певцов, все работают в едином сплаве. В любой момент наши дети готовы спеть не только за себя, но и поддержать всю труппу. Зная по своему опыту, что обычно в таких проектах как мюзикл, даже учитывая сложный кастинг артистов, которые идеально подходят по вокалу, по пластике и по внешности – практически никогда постановщики не обходятся без приглашенных артистов. У нас изначально все идет от вокала, поэтому стараемся, чтобы публика радовалась вместе с нами, что в итоге получилось в нашем спектакле. Мы, конечно, не стремимся соперничать с профессиональными танцорами, но идем от выразительности движения и музыки, чтобы пластика помогала ребятам передать всю палитру чувств и эмоций.

У детского голоса есть определенные свои границы и возможности. Он не может звучать также мощно как взрослый, это еще хрупкая и тонкая грань между красотой тембра и выносливостью, голос только оформляется: Наш мюзикл основан на пении в микрофоны, и они, конечно же, помогают достичь той силы звука, который так необходим в большом театральном шоу.

Кстати, парадоксально, но скажу совершенно искренне – легче сделать любую хоровую классику под оркестр или пение a capella, нежели выстроить так называемое "микрофонное" пение, качественно и чисто. Задача невероятно трудоемкая!

Дмитрий МОРОЗОВ
Газета "Культура", 01.12.2009 г.