Цветовая схема:
На сцене Красноярского театра оперы и балета 20-го и 21 сентября пройдут спектакли знаменитого театра «Геликон-Опера». Столичная труппа представит свою постановку - оперу Давида Тухманова «Царица».
Чему нас учит прошлое
«Геликон-опера» - театр сравнительно молодой, он был основан в 1990-м году Дмитрием Бертманом. Но за двадцать один год стал не только одним из наиболее востребованных театров у искушённого московского зрителя, но и одним из самых известных российских театров за рубежом. Спектаклям «Геликона» аплодировали зрители Австрии, Великобритании, Испании, США, Франции и других стран. Художественный руководитель театра и режиссёр-постановщик спектакля Дмитрий Бертман убежден, что опера «Царица» будет интересна не только поклонникам оперного жанра.
- Судя по затратам, костюмы, сценография, большой состав исполнителей, постановка требуют особых условий для воплощения. Как вы ездите с такой глобальной постановкой?
- Считаю, что «Царица» - это большая народная опера, сравнимая с «Борисом Годуновым» или «Хованщиной» Мусоргского. И делать спектакль в расчёте на маленькую сцену нет смысла. У нас получился мощный спектакль. Я не могу хвастаться режиссурой, потому что сам ставил, но по художественному исполнению декораций, костюмов спектакль очень красив! На сцене аутентично воссоздан Золотой зал Екатерининского дворца, трансформирующийся по мере развития действия. Применяются фантастические световые эффекты. Это уникальное зрелище, и, думаю, сегодня нет спектакля, равного «Царице». Чтобы осуществить исполнение оперы, сцена должна отвечать определённым техническим требованиям. В Москве есть только три таких площадки. В прошлом сезоне мы приехали с «Царицей» в Оренбург, где нет оперного театра. По решению местных властей временная сцена была выстроена на стадионе на четыре с половиной тысячи зрителей. Для подъёма декораций понадобилось уникальное оборудование. И в Оренбурге мы спектакль провели.
- Дмитрий Александрович, чем Вас впечатлила опера, когда Вы впервые увидели партитуру?
- Это произведение было написано в новом жанре, с учётом опыта, накопленного музыкальным театром в XX веке. Мы определили его жанр как «открытая опера». Это опера с хорами, ариями, дуэтами и ансамблями, в ней есть сцены с духовной музыкой, можно даже уловить интонацию Мусоргского, но при этом она построена по законам мюзикла. Ничего подобного раньше не было.
- Главная героиня спектакля - императрица Екатерина II. Какой она предстаёт в опере как женщина и как государственный деятель?
- Екатерина прожила свою жизнь во имя России. Заметьте, что фаворитами она делала очень талантливых людей, преданно служивших Родине. Она ни за кого не выходила замуж, хотя каждый из них пытался сделать её женой. Это уникальная женщина, которая фанатично строила своё государство. Это очень важно. Самое страшное, когда видишь, что люди, от которых многое зависит, временщики. А эта женщина отдала себя полностью тому, чтобы люди узнали, что такое красота. Главное, что императрица сделала для России - европеизировала государство. Она даже свою внучку Александру хотела выдать замуж за шведского короля, чтобы сблизить две страны.
- Но камнем преткновения стала православная вера невесты.
- Да, Александра не сменила веру. Екатерина - немка, принявшая православную веру, - сама же и запретила ей это сделать. Но в то же время она всю свою жизнь пыталась сделать всё, чтобы Россия стала частью Европы.
- Главную партию Екатерины исполняют три певицы. Чем обусловлено это решение?
- Три артистки играют разные периоды жизни Екатерины, и в финале они встречаются. Спектакль начинается с того, что юной романтичной девочкой она приезжает из Германии и даже поёт ещё на немецком языке. У неё роман с военным Орловым, который впоследствии осуществит смену власти в стране. Вторая Екатерина - опытная любовница, которая своих фаворитов заставляет служить России. Третья - окружённая внуками царица, уставшая от груза своей власти. Характер героини менялся, и мы решили поделить партию на трёх исполнительниц.
- Как Вы оцениваете свою режиссёрскую работу в «Царице»? При Вашем богатейшем постановочном опыте - больше 90 спектаклей?
- Я люблю этот спектакль, и не могу объективно оценить собственную работу. Прошло время, когда я был совсем молодым и думал, как бы создать постановку, после которой меня заметят. Наверное, если бы я взялся за «Царицу» в «пионерском» режиссёрском возрасте, то предложил бы сделать из царицы Валентину Матвиенко. Действие бы происходило в Смольном… Сегодня такое решение мне кажется штампованным и неинтересным. Ведь люди любят видеть то, чего нет в окружающем мире. Сейчас для нас является фантастикой мир, в котором когда-то жила страна. Намного интереснее, на мой взгляд, показать кринолины, феноменальную архитектуру, существовавшую в те годы, а не бетонные коробки из современности.
- Почему, на Ваш взгляд, актуально именно сейчас обращение к этому периоду российской истории?
- В любое время актуально оглядываться назад. Но сегодня мне кажется очень важным возвращение патриотизма. Я езжу по миру, встречаюсь с людьми, и для большинства патриотизм - это нормальное явление. В Швейцарии каждый рассказывает, как у них красиво, гордится разумной законодательной системой. Приезжаешь в Канаду - все там уверены, что Канада - лучшая страна в мире. Приезжаешь в Швецию, и снова каждый человек в восторге от родины. У нас говорят: «А что вы хотите!? Это же наша страна!». Действительно, многое хотелось бы изменить. Но всё равно, обидно, пренебрежительно отзываемся о своей Родине. Мне кажется, такой спектакль нужен сегодня, чтобы люди увидели, что за нами - огромная история, которую надо знать для того, чтобы уважать страну. И понимать: если что-то плохо, нужно менять ситуацию и предпринимать что-то самому.
- Приедете ли Вы к нам в ближайшие годы с большими гастролями «Геликон-Оперы»?
- Если появится возможность, мы обязательно поедем, чтобы показать не одну, а сразу несколько постановок. Я очень люблю Сибирь, и у меня есть мечта - побывать в Красноярске. Но в этот раз я, к сожалению, не смогу приехать. Кстати, в нашем театре работает много сибиряков. В ГИТИСе у меня учатся студенты из Сибири, в том числе и из Красноярска. Эта земля рождает уникальные таланты. Мне кажется, в людях, живущих здесь, ещё осталась искренность, главный человеческий талант - душевная чистота и доброта. Ещё очень важно, что в Красноярске есть и музыкальный театр, и оперный. Значит, сохраняется музыкальная культура и зрительский интерес к ней.
Татьяна АНТИПЬЕВА
"Городские новости" №2437, 13.09.2011 г.