Цветовая схема:
Солистка Мариинского театра Кристина Гонца начинала свою творческую карьеру в Красноярском театре оперы и балета и продолжает выступать на его сцене как приглашенная солистка. Сибирские поклонники оперы уже могли услышать ее в партии Лакме. 15 февраля певица вновь представит эту героиню оперы Лео Делиба на фестивале «Парад звезд в оперном. Словцов».
– Кристина, какое место Лакме занимает в вашем репертуаре?
– У меня нет рейтинга партий, но что касается Лакме, то именно благодаря ей я в 2021 году попала в труппу Мариинского театра, где до этого несколько лет выступала как приглашенная солистка. Эта опера у нас идет в полусценическом варианте, и когда готовилась премьера, Валерий Абисалович Гергиев был поражен, что у нас так много солисток, которые могут справляться с технически сложным произведением, что поставил четыре показа. В итоге Лакме дала мне большой старт: после нее я стала петь еще больше ведущих партий в театре.
– Чем сложна для певицы такая героиня – вокально, актерски?
– Лакме практически вообще не уходит со сцены – это самая большая сольная партия в опере с множеством арий, дуэтов, ансамблей. Все это требует сноровки, выдержки, большого дыхания, техничности, нужно быть физически хорошо отдохнувшей. В первом акте, когда Джеральд пробрался в храм и осквернил его своим присутствием, моей героине необходим в голосе определенный драматизм, с накалом страстей и эмоций, после чего нужно во втором акте подняться высоко, в третью октаву. А в финале, спев все это, красиво умереть.
И актерски сам образ меняется на протяжении всей оперы. Вначале она – юная и неискушенная, по сути, еще подросток, к которой окружающие, включая ее отца, относятся как к божеству. И только чужестранец Джеральд впервые посмотрел на нее как на девушку. Хотя предчувствие первой любви в ней зародилось еще до его появления: она стала ощущать, что как-то иначе пахнут цветы, что-то новое витает в воздухе, и на душе почему-то так грустно, что хочется плакать, но в то же время хорошо. А Джеральд пробудил в ней любовь, желание заботиться о совершенно незнакомом человеке и, в конце концов, высокую жертвенность, когда она ценой своей жизни спасает своего любимого и племя.
– А разве она кончает с собой не от отчаяния, что Джеральд, по сути, ее предал?
– Дело не в предательстве, а в осознании, что Джеральд принадлежит другому миру и никогда не сможет от него отказаться. Лакме знает, что в земной жизни им не суждено быть вместе – ей изначально предначертана другая судьба. Поэтому, заставляя Джеральда выпить воды из священного источника, она спасает его от мести своего отца – благодаря этому обряду ее возлюбленный становится неприкосновенен.
– В Красноярске ваша карьера складывалась вполне успешно: вы стали исполнять ведущие партии, активно пополнять репертуар. Что побудило искать счастья в Петербурге?
– В красноярской труппе я была стажером в студенческие годы, а потом захотела продолжить образование и поступила в магистратуру в Петербурге. Ни в один театр меня поначалу там не взяли, и пришлось даже год поработать в ресторане.
– Певицей?
– Официанткой! (Смеется.) Вскоре дослужилась до менеджера. И только в 2013 году впервые вышла на сцену Мариинского театра, когда благодаря концертмейстеру Ирине Юрьевне Соболевой (сейчас она художественный руководитель оперной труппы Приморской сцены) попала на роль Блохи в мировой премьере «Левши» Родиона Щедрина. Я стала первой исполнительницей этой невероятно сложной партии и продолжаю ее петь до сих пор. Родион Константинович и Майя Михайловна Плисецкая меня тогда очень поддержали, я им бесконечно благодарна за доверие. И, кстати, поработав позже четыре года на Приморской сцене, в Мариинку вернулась тоже в опере Щедрина – Ирина Юрьевна порекомендовала меня на заглавную партию в его «Лолите».
С Красноярском связи также не теряю. Когда-то режиссер Вячеслав Олегович Цюпа, желая возобновить «Дочь полка», предлагал мне спеть в ней Марию, но я как раз уезжала в Петербург. Спектакль шел на русском языке. Если его однажды поставят здесь на французском – с удовольствием готова приехать и исполнить эту партию.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №6 (106), февраль 2025