Цветовая схема:
Прошлой весной к красноярской оперной труппе присоединился тенор Мэргэн Санданов. Певец уже был знаком публике по прекрасному исполнению партии Радамеса в «Аиде» Дж. Верди. В этом сезоне он также спел Марио Каварадосси в опере Tosca Дж. Пуччини, к февральским показам опер Чайковского готовит партии Водемона и Германа. А на фестивале «Парад звезд в оперном. Словцов» его можно будет услышать 3 и 4 февраля в партии Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и в нескольких концертных программах.
Певец родом из небольшого бурятского села. Некоторые навыки деревенской жизни не утратил до сих пор – артист все детство провел в седле и по-прежнему прекрасно ездит верхом. Родители думали, что юный Мергэн займется сельским хозяйством – станет ветеринаром, как его дядя. Но, по собственному признанию, он всегда любил петь, и тяга к музыке оказалась сильнее. Тем более что и в семье были музыкальные традиции – его отец также прекрасно поет.
И все же Мэргэн поначалу даже не предполагал, что будет учиться академическому вокалу – в школьные годы исполнял народные песни, участвовал в вокальных конкурсах. Думал, что после музыкального училища в Улан-Удэ станет эстрадным певцом. Но попав на втором курсе в хор Бурятского театра оперы и балета и познакомившись с ним изнутри, всерьез заболел оперой. И в будущем уже не раздумывал, чем заниматься дальше – окончил Новосибирскую консерваторию и стал солистом родного театра.
Кстати, образование он получил не как тенор, а как баритон – видимо, педагогов сбила с толку мелодичная окраска его тембра. Первой сольной партией молодого артиста стал солдат Моралес в «Кармен». Потом Санданов спел Орловского в «Летучей мыши» и даже одну из топовых партий в репертуаре баритонов – Фигаро в «Севильском цирюльнике». Но еще во время учебы ощущал, что голос его не настолько плотный, как требуется для настоящего баритона. И сразу после получения диплома в консерватории твердо настроился перейти на другой голосовой диапазон.
– Даже не спрашивайте, как мне это далось. (Смеется.) Это был очень непростой и долгий процесс. Но я сразу решил – переходить на теноровый репертуар буду сам, без педагога. Чтобы потом, если вдруг не получится, обвинял бы только самого себя. Наверное, это было опасно, бывает, что певцы и голос на этом теряют. Но я чувствовал, что теноровые партии мне петь все-таки комфортнее. И на практике убедился, что был прав. Первую теноровую партию – Вакулу в опере «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова – спел через полгода после выпуска из консерватории, подготовил ее за три месяца. Ну а дальше пошло-поехало.
Проработав несколько лет в Улан-Удэ, певец остро ощутил потребность в дальнейшем росте – захотелось выйти из зоны привычного комфорта, попробовать себя в чем-то новом. И вскоре получил приглашение от Приморской сцены Марииинского театра.
– Как я шучу, Улан-Удэ – мой родной театр, но воспитал меня Владивосток. Именно там я набрал обширный репертуар, многому научился. Даже получил зарубежный контракт после того, как спел Радамеса в «Аиде» – меня вскоре пригласили исполнить ее в оперном театре немецкого города Киль, потом там же пел Пинкертона в «Мадам Баттерфляй».
В Красноярск артист переехал по семейным обстоятельствам и сразу вошел в репертуар. Если Отрепьева, Радамеса и Каварадосси он пел прежде, то некоторые партии пришлось учить уже здесь. Среди его ожидаемых дебютов этого сезона – главные герои в операх Чайковского: Андрей Морозов в «Опричнике» и Герман в «Пиковой даме». К Герману он приступал раньше, но на время отложил, прислушавшись к совету дирижера – три года назад петь эту сложную драматическую партию певец еще не был готов. Сейчас же ощущает, насколько комфортно она ложится на его голос.
Также в репертуаре Мэргэна Санданова – Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Альфред Жермон в «Травиате», Ричард в «Бале-маскараде» и Макдуф в «Макбете» Дж. Верди, Владимир Игоревич в «Князе Игоре» А. Бородина, Калаф в «Турандот» Дж. Пуччини. Будем надеяться, что однажды сибирская публика также услышит его в этих партиях.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №6, февраль 2024