Цветовая схема:
В феврале в афише «Парада звезд в оперном» будут представлены две премьеры – «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. С «Борисом» часть аудитории уже успела познакомиться на первых показах в ноябре, опера Глюка (как, кстати, и апрельская премьера «Парада», «Манон» Ж. Массне) никогда еще не ставилась на красноярской сцене. Об особенностях своей постановки «Орфея и Эвридики» рассказывает главный режиссер театра и художественный руководитель оперной труппы Ирина Лычагина.
– Наш спектакль – о недопонимании даже между самыми близкими людьми, о легкомыслии и следовании своим порывам, которые иногда заводят слишком далеко, о сожалении, о потерях и чувстве вины, которая вкупе с любовью заставляет людей творить немыслимые вещи – спускаться в ад. Это не история Орфея и Эвридики как таковых – она, конечно, там присутствует, но вписана в рамку придуманного сюжета как история, которая могла бы произойти с французской королевой Марией-Антуанеттой накануне ее отъезда из Версаля. Слуги устраивают для нее праздник перед возвращением в Париж и разыгрывают спектакль на основе древнегреческого мифа. Я использовала этот сюжет, потому что судьба Марии-Антуанетты – некое отражение этого мифа. Королева не понимала настоящей ситуации, переоценивала одних и недооценивала других. Как известно, граф Ферзен неоднократно пытался спасти ее от казни, когда она находилась в крепости Тампль и в Консьержери, возвращался за ней, несмотря на угрозу для собственной жизни. Есть и другие параллели – отрубленная голова королевы и голова Орфея, которая плыла по реке и пела после того, как его растерзали менады.
Это мои личные аллюзии, сложившиеся для меня в некую общую линию – начиная с того, что Глюк был учителем музыки у Марии-Антуанетты. Она много сделала для его популяризации и продвижения в Париже, присутствовала на премьере его оперы «Ифигения в Авлиде». Так почему бы ей не поучаствовать в неком спектакле про Орфея и Эвридику на музыку композитора? Эта история – отражение известного древнегреческого мифа в судьбе королевы и ее судьба в отражении этого мифа, такая вот многоэтажная конструкция.
– Ирина Владимировна, а как этот миф отражается в сегодняшнем времени, какие аллюзии, на ваш взгляд, могут возникнуть у современного зрителя?
– Естественно, каждый из нас смотрит спектакль про себя. Здесь важно, что такое ад в представлении каждого человека. В спектакле Эвридика бродит по Елисейским полям – она потеряла память и вначале не узнает Орфея. Для меня самый настоящий ад, когда человек не помнит собственного прошлого, не связывает настоящее ни с историей своей страны, ни со своей личной историей. Только любовью и страданием, а порой и пролитием крови, можно пробудить в нем человеческие чувства. Такая тема актуальна, мне кажется, во все времена. Хотя, возможно, для кого-то беспамятство, когда он не помнит ничего, что натворил – это безмятежный рай.
– Орфея в опере Глюка исполняли тенор, контр-тенор и меццо-сопрано. Почему вы решили остановиться на последнем варианте?
– Опять же, во многом из-за Марии-Антуанетты. У нее были две подруги – Габриэль де Полиньяк и принцесса де Ламбаль. Первая ее оставила во время революционных событий, вторая к ней вернулась и была растерзана толпой, а ее голову насадили на пику и пронесли под окнами Марии-Антуанетты, чтобы та ее увидела – как видите, отрубленная голова фигурирует в этом сюжете несколько раз. С фуриями играть опасно. Век Просвещения во многом людей просветил, но в то же время принес столько мрака со всеми его философическими прозрениями…
– В чем для вас главная задача фестиваля «Парад звезд в оперном. Словцов»?
– В продвижении и осмыслении наследия человека, чье имя вынесено в название. Считаю, что Петр Иванович Словцов – достояние всей страны, хотя он в ней и не так широко известен. А создание народной консерватории – это его огромная заслуга перед Красноярском: именно на этой почве впоследствии стало возможно появление нашего театра. Нам, его наследникам, необходимо популяризовать имя Петра Словцова. Надеюсь, мы сможем сохранить международный статус фестиваля и в дальнейшем включить в его программу вокальный конкурс.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №6, февраль 2024