Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

22.01.2024

Анна Жарова: «Не каждая труппа способна танцевать «Сильфиду»

Самым значительным событием балетной афиши февраля станет возобновление балета Германа фон Левенскольда «Сильфида». Спектакль не шел два года, и его показы фактически можно назвать премьерными – в труппе большое пополнение, 9 и 10 февраля в «Сильфиде» выйдет множество дебютантов. Об особенностях этого произведения рассказывает художественный руководитель красноярской балетной труппы Анна Жарова.

Анна Жарова– Датский хореограф Август Бурнонвиль поставил балет «Сильфида» в Копенгагене в 1836 году при достаточно курьезных обстоятельствах: в Европе на тот момент все хотели заполучить «Сильфиду» в постановке Филиппо Тальони на музыку Жана Шнейцхоффера, выпущенную четырьмя годами раньше. Но партитура стоила больших денег, и у Марии Тальони, исполнявшей заглавную партию, был невероятно высокий по тем временам гонорар. Чтобы сэкономить, Бурнонвиль создал свою постановку на этот сюжет, датский композитор Герман фон Левенскольд написал для нее музыку. Август Бурнонвиль сам исполнил Джеймса на премьере, партию Сильфиды танцевала его возлюбленная Люсиль Гран. В итоге мировой репертуар получил две совершенно разные, но прекрасные «Сильфиды». Наша труппа исполняет балет, в основе которого лежит версия Бурнонвиля. Хотя на сегодня из его спектакля сохранилось только па-де-де, которое идет во втором акте.

Почему мы решили вернуть этот балет на сцену? Присутствие в репертуаре театра «Сильфиды» – это не только сохранение мирового классического наследия, что уже само по себе немаловажно. На базе французской школы Август Бурнонвиль открыл собственную школу, с очень сложной технической базой. Для того чтобы исполнять такой спектакль как его «Сильфида», нужно обладать тщательной мелкой техникой, быть очень академичным, владеть чистотой исполнения. Там такие сложнейшие па, которые на базе обычной школы освоить нельзя – нужны дополнительные занятия и совершенно особый подход, иная работа стопы. Школа Бурнонвиля, как никакая другая, воспитывает низ ног. В этом спектакле, помимо сложнейших женских вариаций, не менее трудны мужские – на них сделан даже больший акцент. Такой материал дает возможность усовершенствовать техническую базу труппы, приумножить мастерство, сделать технику артистов более совершенной. Потом, там очень сложный стиль, его тоже нужно уловить – это создает определенную красоту и эфемерность.

Моя собственная карьера тоже началась с «Сильфиды». Хореограф Сергей Геннадиевич Вихарев когда-то поставил в Новосибирске «Консерваторию Бурнонвиля» – это был как класс-концерт школы Бурнонвиля, где он собрал все его сложнейшие па-де-де. Я знаю, насколько труппа выросла с того момента – для всех нас это был настоящий прорыв в плане академизма и чистоты. И для меня лично как для балерины – после того спектакля я начала работать на совершенно другом уровне.

Анна ЖароваНе каждая труппа может себе позволить исполнять столь сложные танцы. Но в Красноярске такие артисты есть. Сильфиду здесь уже танцевали все ведущие балерины. В февральских показах на сцену вновь выйдут Анна Федосова и Екатерина Булгутова, а также дебютирует Ксения Крентовская, в потенциале эту партию способна подготовить и Елена Михеечева. Партию Джеймса будут танцевать Юрий Кудрявцев и Кирилл Литвиненко, в перспективе в ней готовы себя попробовать Кирилл Булычев, Олексий Скалюн и Матвей Никишаев. Образ колдуньи Мэдж вновь воплотят Егор Осокин и Даниил Костылев – эта острохарактерная партия привлекает многих артистов, в скором времени в ней появятся и другие исполнители.

Февраль для нашей труппы вообще очень насыщенный. Помимо подготовки новой «Сильфиды» и работы в других спектаклях текущего репертуара, артисты будут репетировать премьеры балетов «Снегурочка: миф или реальность», «Кругосветное путешествие в мир танго», «Корсар» и оперы «Орфей и Эвридика», где они тоже заняты. Наших зрителей во второй половине сезона ожидает немало интересного.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №6, февраль 2024