Цветовая схема:
Главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы театра
Окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина и Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне – Российский институт театрального искусства-ГИТИС).
В 1993-1996 гг. принимала участие в проектах Британского Совета.
В 2000-2023 гг. – режиссер-постановщик оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Режиссер по пластике и хореограф таких знаковых для новейшей истории театра спектаклей как «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (спектакль удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска»), «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова.
Режиссер и автор пластического решения мировой премьеры оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия». Спектакль стал событием в музыкальной жизни России, постановка была выдвинута на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях.
В качестве режиссера-ассистента участвовала в постановке оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре и оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Латвийской национальной опере.
Блестяще владеет английским языком и является незаменимым сотрудником всех приглашенных зарубежных постановщиков. Помогала в работе Оливье Пи («Пеллеас и Мелизанда»), Кристоферу Олдену («Сон в летнюю ночь»), Андрейсу Жагарсу («Тангейзер», «Манон»), Петеру Штайну («Аида»). После работы над «Аидой» Петер Штайн пригласил Ирину Лычагину принять участие в его следующем российском проекте – постановке оперы Г. Берлиоза «Осуждение Фауста», где она успешно решила масштабные массовые сцены.
В 2019 году в качестве режиссера-ассистента участвовала в постановке оперы И. Стравинского «Похождения повесы» – копродукции театра с Фестивалем в Экс-ан-Провансе. В дальнейшем, после отъезда приглашенных режиссеров, отвечала за поддержание высокого художественного уровня их постановок. В 2019 году осуществила возобновление постановки оперы Ж. Массне «Манон» – эта работа была посвящена памяти режиссера Андрейса Жагарса.
В качестве режиссера-постановщика в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко выпустила спектакли «Москва, Черемушки» (оперетта Д. Шостаковича, 2006, в 2007 спектакль был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в оперетте» и «Лучшая работа режиссера»); «Орфей и Эвридика» (опера К.В. Глюка, 2014, постановка была приурочена к 300-летию со дня рождения композитора); «Расёмон. Вариации» (медиа-балет, совместная работа театра и проекта «Открытая сцена»); «Знакомство с оркестром» и «Путеводитель по оркестру» (спектакли с элементами образовательной программы для детей и юношества).
В качестве режиссера, отвечающего за подготовку и поддержание репертуарных спектаклей и вводы новых артистов, также работала практически над всеми спектаклями текущего репертуара.
Режиссер-постановщик концертных программ в Музыкальном театре, в том числе вечера к юбилею народного артиста России Дмитрия Брянцева, концертов проекта «Королевы оперы» с участием Джесси Норман, Суми Чо, Марии Гулегиной, Хиблы Герзмава. Режиссер-постановщик концерта солистов московских музыкальных театров на фестивале в Юрмале и концерта памяти Андрейса Жагарса на сцене театра «Геликон-опера».
Среди постановок в других театрах: «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (театр «Геликон-опера»), «Паяцы» Р. Леонкавалло (театр «Геликон-опера»), «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Альберт Херринг» Б. Бриттена, «Тайный брак» Д. Чимарозы (РИТИ–ГИТИС, Москва). В Государственном Театре Наций (Москва) осуществила постановку спектаклей: «Белый джаз для двух Пьеро», «Уездной барышни альбом», «Ревизор. После комедии. Опера». Хореограф спектаклей в московских театрах: «Королевская корова» Л. Титовой и А. Староторжского (Театр Et Сetera), «Три высоких женщины» Э. Олби (Театр им. Маяковского), «Вий» Н. Гоголя (Театр им. Пушкина) и др. Переводчик мюзикла «Продюсеры» в театре Et Сetera. Поставила оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Академическом театре оперы и балета им. Абая (город Аламаты, 2019 год).
С апреля 2023 года – главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского.
В Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского прошло расширенное заседание художественного совета, на котором были представлены результаты начального этапа работы над постановкой оперы Александра Чайковского «Любить на войне».
Актерские номинации на фестивале «Театральная весна» – уже само по себе экспертное признание лучших работ сезона. В Красноярском театре оперы и балета в этот раз номинированы семь артистов: в балете «Корсар» – Анна Кудрявцева, Олеся Алдонина, Матвей Никишаев и Георгий Болсуновский, в опере «Манон» – Анна Авакян, Давит Есаян и Севастьян Мартынюк. Накануне фестивальных показов они поделились впечатлениями о своих героях. - Елена КОНОВАЛОВА, "Опера & Балет" №7 (107), март 2025
В Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского идет работа над постановкой оперы Александра Чайковского «Любить на войне» по военным произведениям Виктора Астафьева. Мировая премьера намечена на 1 мая – 101-ю годовщину со дня рождения писателя и посвящена 80-летию Великой Победы. Билеты уже в продаже.