Цветовая схема:
Главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы театра
Окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина и Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне – Российский институт театрального искусства-ГИТИС).
В 1993-1996 гг. принимала участие в проектах Британского Совета.
В 2000-2023 гг. – режиссер-постановщик оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Режиссер по пластике и хореограф таких знаковых для новейшей истории театра спектаклей как «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (спектакль удостоен Национальной театральной премии «Золотая Маска»), «Обручение в монастыре» С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова.
Режиссер и автор пластического решения мировой премьеры оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия». Спектакль стал событием в музыкальной жизни России, постановка была выдвинута на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях.
В качестве режиссера-ассистента участвовала в постановке оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре и оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Латвийской национальной опере.
Блестяще владеет английским языком и является незаменимым сотрудником всех приглашенных зарубежных постановщиков. Помогала в работе Оливье Пи («Пеллеас и Мелизанда»), Кристоферу Олдену («Сон в летнюю ночь»), Андрейсу Жагарсу («Тангейзер», «Манон»), Петеру Штайну («Аида»). После работы над «Аидой» Петер Штайн пригласил Ирину Лычагину принять участие в его следующем российском проекте – постановке оперы Г. Берлиоза «Осуждение Фауста», где она успешно решила масштабные массовые сцены.
В 2019 году в качестве режиссера-ассистента участвовала в постановке оперы И. Стравинского «Похождения повесы» – копродукции театра с Фестивалем в Экс-ан-Провансе. В дальнейшем, после отъезда приглашенных режиссеров, отвечала за поддержание высокого художественного уровня их постановок. В 2019 году осуществила возобновление постановки оперы Ж. Массне «Манон» – эта работа была посвящена памяти режиссера Андрейса Жагарса.
В качестве режиссера-постановщика в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко выпустила спектакли «Москва, Черемушки» (оперетта Д. Шостаковича, 2006, в 2007 спектакль был выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль в оперетте» и «Лучшая работа режиссера»); «Орфей и Эвридика» (опера К.В. Глюка, 2014, постановка была приурочена к 300-летию со дня рождения композитора); «Расёмон. Вариации» (медиа-балет, совместная работа театра и проекта «Открытая сцена»); «Знакомство с оркестром» и «Путеводитель по оркестру» (спектакли с элементами образовательной программы для детей и юношества).
В качестве режиссера, отвечающего за подготовку и поддержание репертуарных спектаклей и вводы новых артистов, также работала практически над всеми спектаклями текущего репертуара.
Режиссер-постановщик концертных программ в Музыкальном театре, в том числе вечера к юбилею народного артиста России Дмитрия Брянцева, концертов проекта «Королевы оперы» с участием Джесси Норман, Суми Чо, Марии Гулегиной, Хиблы Герзмава. Режиссер-постановщик концерта солистов московских музыкальных театров на фестивале в Юрмале и концерта памяти Андрейса Жагарса на сцене театра «Геликон-опера».
Среди постановок в других театрах: «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (театр «Геликон-опера»), «Паяцы» Р. Леонкавалло (театр «Геликон-опера»), «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Альберт Херринг» Б. Бриттена, «Тайный брак» Д. Чимарозы (РИТИ–ГИТИС, Москва). В Государственном Театре Наций (Москва) осуществила постановку спектаклей: «Белый джаз для двух Пьеро», «Уездной барышни альбом», «Ревизор. После комедии. Опера». Хореограф спектаклей в московских театрах: «Королевская корова» Л. Титовой и А. Староторжского (Театр Et Сetera), «Три высоких женщины» Э. Олби (Театр им. Маяковского), «Вий» Н. Гоголя (Театр им. Пушкина) и др. Переводчик мюзикла «Продюсеры» в театре Et Сetera. Поставила оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Академическом театре оперы и балета им. Абая (город Аламаты, 2019 год).
С апреля 2023 года – главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского.
Еще и зима не началась, а красноярцы уже могут запланировать свой весенний досуг: в Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского стартовали продажи билетов на события марта и апреля.
Место действия в своей постановке «Севильского цирюльника» главный режиссер Красноярского театра оперы и балета Ирина Лычагина перенесла в Италию – все события будут развиваться в некоем портовом южном городе этой страны. Ну, а где юг Италии, там и лимончелло, и котики! - Елена КОНОВАЛОВА, "Опера & Балет" №3 (103), ноябрь 2024
Парад молодых оперных звезд России в рамках Фестиваля искусств «Хворостовский» зрители увидят 30 октября. На сцену выйдут солисты трех театров – Большого, Мариинского и Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.