Модест Мусоргский не только был гением масштабных музыкально-драматических полотен (таких как опера «Борис Годунов»), но и мастерски тонко изображал личный мир человека. В глубину тончайших переживаний погружают слушателя вокальные циклы «Детская» и «Песни и пляски смерти».
Произведения считаются сложными для исполнения, поскольку от артистов требуется не только вокальное, но и незаурядное актерское мастерство. Эти грани своего таланта продемонстрируют Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев, солисты оперной труппы Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В октябре на Фестивале искусств «Хворостовский» красноярцы видели и слышали Наталью и Дмитрия в опере Моцарта «Дон Жуан».
Вокальный цикл «Детская» – не легкие веселые песенки для детей, как можно было бы предположить, а вокально-поэтические миниатюры для взрослых, раскрывающие душевный мир ребенка, повествующие о разных ситуациях детской жизни («С няней», «В углу», «С куклой», «На сон грядущий» и другие), как ее видел композитор. В музыке и текстах (стихи написал сам Мусоргский) отразилось общение с семьей критика Владимира Стасова и собственные детские воспоминания.
Совсем другим настроением, печальным и трагическим, наполнен цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова. Находясь под впечатлением ухода из жизни своих близких друзей – композитора Александра Даргомыжского и архитектора Владимира Гартмана, – Мусоргский создал несколько вокальных миниатюр, изображающих разные лики смерти. «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она – стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несет сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею», – писал Георгий Свиридов.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» тоже связан с именем Владимира Гартмана. После кончины архитектора и художника друзья организовали выставку его рисунков. Сюжеты этих картин и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты. Пьесы «Прогулка», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» и другие (всего их 10) приобрели большую популярность, исполняются на концертах и были не раз оркестрованы русскими и европейскими композиторами. Известно 20 таких переложений для разных оркестровых составов.