Действие первое
Сцена 1. Ночь – неожиданно оживленное время: мафиози перевозят контрабанду, дамы принимают воздыхателей, молодые люди возвращаются со свиданий, коты и кошки любезничают. Граф Альмавива примчался в городок, где живет красавица Розина. Именно сегодня ночью он намерен признаться ей в любви, исполнив серенаду. Его знакомый Фиорелло нанял в помощь приятелю группу уличных музыкантов. Однако усилия влюбленного успехом не увенчались: девушка никак не отреагировала на признание, при этом все, кто проходил мимо, требуют у графа денег – ведь они тоже помогали! Намяв незадачливому поклоннику и Фиорелло бока, все расходятся. Светает.
Слышен жизнерадостный баритон – это Фигаро, старинный приятель Альмавивы, начинает дневные труды. Молодые люди хорошо знакомы, хотя давно не виделись, и рады встрече. К тому же Фигаро в доме опекуна Розины свой человек. Но сначала надо добиться взаимности девушки, не раскрывая ей настоящего имени и положения графа.
Розина появляется на балконе, чтобы передать записку симпатичному юноше. Но доктор бдителен и требует показать ему листок. Находчивая девушка успешно выкручивается из сложной ситуации, вызывая восхищение влюбленного. Граф во чтобы то ни стало должен добиться ее любви и вырвать несчастную страдалицу из лап сурового опекуна!
Доктор отправляется за своим помощником доном Базилио, чтобы ускорить женитьбу на Розине. Фигаро, вдохновленный деньгами графа, предлагает ему проникнуть в дом доктора, переодевшись пьяным солдатом. Под предлогом того, что полк расквартирован по домам, граф, назвавшийся в серенаде Линдоро, сможет поселиться в доме любимой.
Сцена 2. Именно в нем и разворачивается действие. В знаменитой виртуозной арии Una voce poco fa Розина пытается разобраться в охвативших ее ранее неизведанных чувствах к красивому юноше Линдоро, что пел под ее балконом. В этой же арии раскрывается и характер Розины – решительный, смелый и изобретательный. Надо расспросить Фигаро, которого она заметила с балкона вместе с Линдоро... А вот, кстати, и вездесущий цирюльник! Но беседу прерывают возвратившийся доктор Бартоло и мелкий мошенник дон Базилио. Они обсуждают появление в городе графа Альмавивы. Как же им избавиться от него? В арии La calunnia Базилио предлагает пустить в ход испытанное средство – клевету. В любом случае надо ускорить женитьбу доктора на Розине.
Фигаро, подслушав их планы, сообщает девушке, что свадьба предстоит в ближайшее время, и ей надо хотя бы написать записку влюбленному Линдоро. Розина притворно отказывается: как можно, она же девушка! Но записка давно приготовлена... Фигаро в очередной раз поражается изобретательности и ловкости женщин: кого он вздумал учить хитрить и притворяться ради любви?! Фигаро спешит к Альмавиве, а Розина попадается на глаза Бартоло, который сурово спрашивает, кому адресована записка. Розина пытается уйти от ответа, но Бартоло ловко припирает ее к стенке. Его не так-то просто обмануть! Он все видит! Доктор заколачивает двери и окна – Розина до свадьбы не выйдет из дома.
В это время переодетый солдатом Альмавива является в дом и требует предоставить ему квартиру. Бартоло предъявляет документ, что его дом освобожден от постоя. Граф устраивает скандал, чтобы в суматохе передать Розине ответную записку. На шум и гам является патруль. Офицер пытается разобраться, кто виноват, требует арестовать Альмавиву, но тот откупается; скандал продолжается, и влюбленным так и не удалось воссоединиться. Все в доме кувырком, его обитатели на грани безумия.
Действие второе
Граф Альмавива является в дом доктора Бартоло в новом обличье – учителя музыки, чтобы, заменив якобы заболевшего дона Базилио, дать урок Розине. В попытке рассеять подозрения, граф показывает доктору записку Розины, которая «случайно» попала к нему в руки. Доктор верит, что это настоящий ученик Базилио – клеветник и прохвост, и разрешает урок, но записка остается у него. Россини написал для этого эпизода песню L’Inutile precauzione («Тщетная предосторожность») – таково было первоначальное название оперы. Доктору не нравится эта «современная музыка». То ли дело ариетта… вот в его время были превосходные арии…
Внезапно появляется Фигаро, чтобы побрить доктора. И пока лицо Бартоло в мыльной пене, влюбленные готовятся к побегу, который запланирован не далее как на сегодняшний вечер.
А вот и дон Базилио – конечно же, он совсем не болен! Но в квинтете каждый уверяет его в том, что у него горячка, и он, незаметно получив от графа кошелек, – весомый аргумент! – отправляется домой «лечиться». Бартоло, заподозрив неладное, прогоняет всех из дома. Домоправительница Берта в небольшом вокальном номере насмешливо рассуждает о глупости стариков, которые на старости лет вознамериваются жениться.
Бартоло сообразил, как воспользоваться запиской Розины. Он показывает ее девушке и говорит, что Линдоро – приспешник Альмавивы, он соблазнил Розину и уговорил на побег, чтобы передать в руки похотливого графа. Оскорбленная Розина соглашается выйти за Бартоло немедленно и выдает планы Линдоро и Фигаро: они должны проникнуть в дом через балкон. Бартоло бежит за полицией и нотариусом. Разражается гроза, передающая бурю чувств и смятение Розины.
Через окно в комнате появляются Фигаро и граф. Они готовы увезти Розину. Но сначала им надо убедить девушку в том, что их намерения благородны, ведь она до сих пор не знает, что ее Линдоро и граф Альмавива – это одно и то же лицо. Они поют терцет о побеге Zitti, zitti («Тише, тише»), когда вдруг обнаруживается, что лестницы нет! Ее убрал доктор Бартоло, когда отправлялся улаживать все дела своей свадьбы с Розиной.
Появляются Базилио и нотариус, за которыми послал Бартоло, и граф убеждает их в необходимости заключить брак с Розиной – его собственный брак. Базилио он предлагает на выбор перстень или две пули из своего пистолета. Поспешная церемония едва закончилась, как вернулся Бартоло в сопровождении офицера и солдат. Тут все и выясняется. Доктор не особенно расстроен: граф уверяет, что не нуждается в приданом Розины, и тот может оставить деньги себе. Комедия заканчивается, как и положено, всеобщим примирением.