Цветовая схема:
У солиста Красноярской оперы Анатолия Бадаева в ноябре сразу два ответственных дебюта – он исполнит Бартоло в премьере оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» и Вязьминского в «Опричнике» П. Чайковского. Молодой певец всего второй сезон работает в Сибири, но уже успел полюбиться публике своим красивым мелодичным басом, обаянием и колоритными сценическими образами.
Будь то Варлаам, Кончак, Гремин или Малюта Скуратов – каждая партия у Бадаева раскрывается своими неповторимыми красками, вокальными и артистическими. С Кончаком в его судьбе вообще очень многое связано – с арией половецкого хана он выпускался в колледже в Улан-Удэ, поступал в Новосибирскую консерваторию, исполнял ее на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке, где проработал четыре года. И покорил публику в Красноярске год назад в спектакле «Князь Игорь» на 45-летии театра.
Музыкальный слух у будущего певца разглядела его мама, режиссер по образованию. Однажды при подготовке к экзамену по предмету «Музыка Сибири» она заметила, как ее пятилетний сын точно напевал сложные симфонические мелодии бурятских композиторов. Именно тогда мама решила обязательно отдать его в музыкальную школу. Правда, как вспоминает Анатолий, игра на фортепиано поначалу давалась ему непросто, даже несколько раз бросал учебу.
– Представляете, как чувствует себя мальчишка, когда все пацаны в деревне занимаются спортом, а ты один среди девчонок? (Смеется.) Да и обидно было – друзья катаются на велосипедах, а я из музыкальной школы спешу в спортзал на борцовскую тренировку. Хорошо, что, несмотря на противоборство отца, мама три раза не давала мне бросить школу, приобретая то караоке, то синтезатор, то гитару, иначе бы не произошла встреча с моим педагогом с консерваторским образованием, которая открыла для меня новые грани музыки, и учеба начала приносить огромное удовольствие. В старших классах школы также съездил впервые на межрегиональный конкурс певцов в соседний поселок, где встретился со своим будущим педагогом по вокалу Вячеславом Баяндаевичем Елбаевым. Именно он пригласил меня учиться в Колледж искусств имени Чайковского в Улан-Удэ.
Но спустя два месяца после начала занятий юношу забрали в армию, он год отслужил в разведроте в Новосибирске. И вернулся оттуда с таким бронхитом, что о певческой карьере, казалось, можно было забыть. Однако нет худа без добра – певца брали на курс как баритона, и после армейской службы петь эти партии ему было очень некомфортно. Зато басовые пошли, как по маслу. Анатолий Бадаев успешно поступил в Новосибирскую консерваторию к Шагдару Доржиевичу Зондуеву. И уже на втором курсе получил приглашение работать на Приморской сцене.
– Наверное, можно было спокойно отучиться и только потом идти в театр. Но, видимо, я слишком неусидчив – хотелось уже всерьез погрузиться в профессию. Совмещал учебу с работой, за свой счет регулярно ездил на сессии. И параллельно набирал репертуар. Во Владивостоке исполнил порядка тридцати различных партий, треть из них – еще в студенческие годы.
Казалось бы, при такой востребованности можно всю жизнь работать в одном театре и ни о чем больше не беспокоиться. Но, как шутит Анатолий, то ли его кочевая натура в этом проявилась, то ли сибирские корни, но когда ему предложили прослушаться в Красноярскую оперу, воспринял это как возможность дальнейшего развития в профессии. И охотно согласился вернуться в Сибирь. Сейчас певец параллельно готовится дебютировать в двух сложных партиях.
– Обожаю играть роли комических персонажей, и Бартоло мне очень интересен. Хотя я не согласен, когда его изображают дураком. Человек с медицинским образованием во все времена обладал особым статусом, он пользовался уважением. Просто Бартоло, на мой взгляд, не слишком прозорлив в житейских вопросах, поэтому его все обманывают. Но он не глупый, просто комичный, и моя задача – показать, что Розине за него выходить действительно не надо: он ужасно ревнив, вспыльчив и тем смешон. А Вязьминский, наоборот, персонаж жесткий, подлый, сильный, но при этом я не считаю его дьяволом во плоти. Он герой своего времени – искренне считает, что все его деяния служат некой высшей цели. На мой голос обе партии ложатся идеально.
Спектакль «Севильский цирюльник» будет выпущен при грантовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №3 (103), ноябрь 2024