Цветовая схема:
В прошлом сезоне Красноярский театр оперы и балета возглавил музыкальный руководитель и главный дирижер Дмитрий Юровский, представитель прославленной династии дирижеров. За год работы маэстро продирижировал многими спектаклями и концертами, выпустил несколько заметных премьер, инициировал ряд творческих проектов. Новый 47-ой сезон под его руководством также обещает немало интересного.
– Первый год работы, естественно, стал для меня ознакомительным – с коллективом, с жизнью театра. И, конечно, за один сезон вникнуть во всё и полностью обновить весь творческий процесс невозможно – мы всё еще находимся в совместном поиске общего вектора развития нашего театра. Но я рад, что уже многого удалось добиться. Мне кажется, новые постановки, выпущенные нашей командой, достойно вошли в репертуар – и в этом сезоне их ожидается еще больше. А самое главное, на мой взгляд, что весь коллектив стремится внести свою посильную лепту в жизнь театра, в Красноярске я не сталкивался с формальным отношением к делу. Особенно заметно это проявилось на летних гастролях в «Геликон-опере» в Москве, где мы с успехом показали три спектакля: несмотря на общую усталость к концу сезона, люди отработали с удивительным рвением. Мы непременно будем стремиться и дальше расширять нашу гастрольную географию, в том числе и за пределами России – как раз ведем сейчас переговоры о международном сотрудничестве.
– Год назад, Дмитрий Михайлович, вы отметили, что в красноярском оперном репертуаре не хватает, в первую очередь, «Севильского цирюльника» Дж. Россини – и в этом сезоне сдержали обещание его поставить. Что еще можете сказать о грядущих премьерах?
– Если говорить об опере, произведения, которые мы в ближайшие месяцы выпустим, либо очень давно не шли на сцене театра (это уже упомянутый «Севильский цирюльник», а также «Садко» и «Трубадур»), либо вообще здесь никогда не ставились – такие как «Норма» и «Турандот». «Севильский цирюльник», кстати, будет выпущен при грантовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Балетную премьерную палитру 18 октября откроет «Спартак», также восстановим «Дон Кихота» и «Баядерку», но, вероятно, в несколько обновленном виде.
– «Садко» и «Трубадур» – это тоже возобновление?
– Так можно сказать только о «Трубадуре», его возвращением на сцену займется режиссер Мария Тихонова. А «Садко» выйдет в новой музыкальной редакции, потому что в прежней, на мой взгляд, сделали просто экстремальные купюры. В частности, была вычеркнута одна из главных партий этой оперы – Любава, мы ее возвращаем. И практически полностью обновится состав исполнителей.
– А на все ли оперные партии в труппе есть певцы?
– Очень важная и даже основополагающая для нас установка в репертуарной политике – обходиться собственными силами, во всех спектаклях. Разумеется, время от времени мы будем приглашать гостей, особенно с мировым именем – это обогащает творческий процесс. Но основная нагрузка все равно остается на нашей труппе. Пока что у нас нет певицы только на партию Турандот – но по-настоящему выдающиеся исполнительницы этой сложнейшей партии наперечет во всем мире, их всегда было мало. И все же, надеюсь, вскоре мы сможем назвать имя нашей будущей Турандот.
– В этом сезоне также ожидается немало концертных программ перед пожарным занавесом. В чем их особенность?
– Поскольку у нас нет отдельного концертного зала, а потребность играть камерные концерты, не ущемляя основной репертуар, есть, возникла эта идея. Пожарный занавес здесь уникален, такой я увидел только в Красноярске. Он создает определенную визуальную атмосферу, дает очень много и для качества акустики. Плюс нет необходимости убирать декорации к будущему спектаклю, они скрыты за занавесом.
– Помнится, с вами здесь когда-то велись переговоры о постановке «Летучего голландца». По плечу ли нашему театру исполнять Вагнера?
– Для меня этот композитор – особенный мир, особая мечта в любом театре, где бы я ни трудился. И я прекрасно понимаю сложность исполнения любого его сочинения – это работа не на один год вперед. Тем не менее, в конце сезона мы представим концертную программу из разных его произведений.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №1 (101), сентябрь 2024