Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.06.2024

Светлана Гузий: «Останавливаться нам некогда»

В декабре Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского отметил свое 45-летие. К своему юбилею театр пришел с новым художественным руководством, уходящий творческий сезон был наполнен множеством премьер, гастролей, побед на конкурсах и другими яркими событиями. О самых важных его вехах и ближайших планах рассказывает директор театра Светлана Гузий.

Светлана Гузий– Светлана Владимировна, что лично для вас стало самым значимым в этом сезоне?

– Что всегда особенно ценно для театра? Внимание и любовь наших зрителей – и, судя по полным залам, их доверие к нам не ослабевает, хотя опера и балет – не самые простые для восприятия виды искусства, это не развлечение. Тем не менее – люди интересуются, покупают билеты, аншлаги у нас стабильно не только на премьерных спектаклях. В этом сезоне мы выпустили несколько премьер, собравших множество положительных откликов. Это оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка, «Манон» Жюля Массне, концерт-спектакль «Кругосветное путешествие в мир танго» – все они вызвали интерес, нашли свою аудиторию.

Отдельно хочу отметить балет «Корсар» Адольфа Адана в постановке Юлианы Малхасянц – спектакль собрал просто шквал восторгов у зрителей самых разных возрастов, три показа прошли на аншлаге. Балет не ставился в Красноярске больше двадцати лет, и его новая яркая постановка, несомненно, останется в афише надолго. Юлиана Геннадьевна в прошлом – ведущая характерная танцовщица Большого театра, известный в стране и разных странах мира хореограф, давний друг и партнер нашего театра. На протяжении почти двух десятков лет она работала у нас над постановкой характерных танцев во многих спектаклях, вместе с Сергеем Бобровым выпустила балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника», отмеченный сразу тремя национальными премиями «Золотая Маска», в том числе за лучший спектакль. Это, в первую очередь, заслуга хореографов-постановщиков. «Корсар» – ее вторая самостоятельная работа в Красноярске (первой была опера Александра Бородина «Князь Игорь», выпущенная десять лет назад к 35-летию театра). И мы непременно продолжим сотрудничество.

– В этом сезоне вышла еще одна любопытная премьера – Вечер одноактных современных балетов «Снегурочка. Миф и реальность». Что можете сказать о ее месте в репертуаре?

– Наш театр всегда охотно идет на разные творческие поиски и эксперименты. Поэтому мы не могли не откликнуться на предложение Большого театра дать площадку молодым хореографам для их осмысления национального мифа языком танца. Балеты «Другой свет» Ирины Кононовой и «Преломление» Алены Бритвак поставлены на основе пьесы-сказки Александра Островского «Снегурочка», это проект Международного фестиваля современного танца DanceInversion (художественный руководитель – Ирина Черномурова). Мне кажется, получились очень любопытные постановки. Мнения нашей аудитории разделились, но у современной хореографии в разных ее направлениях в Красноярске есть свой зритель, и мы не можем не учитывать его запросы. Так что, возможно, в следующем сезоне вновь покажем эти работы. Кстати, еще один балет на музыку современных композиторов, «Катарсис Данте» в постановке Никиты Дмитриевского, выпущенный год назад, весь сезон собирает полные залы, а в июле мы покажем его на гастролях в Москве.

– Кстати, о гастролях. Насколько, по вашему мнению, театр известен за пределами своего региона?

– Он давно стал известен благодаря международным фестивалям в Красноярске, на которые мы приглашали гостей со всего света – это форум «Балет. XXI век», «Парад звезд в оперном», Конкурс оперных певцов имени Петра Словцова и др. Балет гастролировал по разным странам мира, наши артисты, оперные и балетные, регулярно становятся лауреатами самых престижных конкурсов – город и театр на слуху в театральном сообществе. Мы продолжаем развивать культурные связи, и после успешных гастролей в Большом театре в 2022 году и победы балета «Катарина» на «Золотой Маске» театр еще больше закрепился на театральной карте страны.

В этом сезоне мы не только заполучили на хороших условиях костюмы к «Борису Годунову» из Большого театра и две оперные постановки, «Орфей и Эвридика» и «Манон», из МАМТа, но и сами предоставили свои декорации из «Лакме» Мариинскому театру: премьера этой оперы открыла там IX Санкт-Петербургский международный культурный форум. Мне как руководителю было очень приятно поучаствовать в церемонии закрытия VIII Национальной оперной премии «Онегин»: вручала приз в номинации «Гость», присуждаемой за участие в спектакле другого театра. Лауреатом стал солист «Геликон-оперы» Игорь Морозов, исполнивший партию Садко в Башкирском театре оперы и балета. А в июле мы представим на сцене «Геликона» три спектакля, два из которых были созданы специально для нашего театра и идут только в Красноярске – это уже упомянутый балет «Катарсис Данте» и опера Александра Чайковского «Ермак». Еще покажем оперу-буффа Жака Оффенбаха «Синяя Борода» – тоже нечастое явление на российской сцене, мы вновь везем в Москву эксклюзивный репертуар. Все это стало возможно благодаря нашим добрым творческим отношениям с ведущими театрами страны.

– Большое количество театров-гостей в этом сезоне на красноярской сцене – тоже часть этих отношений?

– Конечно. За год у нас побывали МАМТ, Театр имени Моссовета, Московский губернский театр, летом приедут Театр на Таганке, МХАТ имени М. Горького, Малый театр – это огромный культурный пласт. С Малым театром у нас вообще большая дружба, в этом году мы надеялись показать на его сцене оперу «Бесприданница», но пока эти планы отодвинулись.

– А что можете сказать о внутренней жизни театра оперы и балета, с чем он пришел к своему 45-летию?

– Прежде всего, с обновлением команды художественного руководства во главе с Дмитрием Михайловичем Юровским, главным дирижером и музыкальным руководителем театра. Формирование нового творческого вектора – процесс небыстрый. В уходящем сезоне мы пробовали разные способы диалога со зрителем – предлагали ему редкие произведения из мирового репертуара, проводили лекции, творческие встречи, всевозможные интерактивные формы. Это был сезон проб и, возможно, некоторых ошибок – но я как руководитель отношусь к этому спокойно: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А с таким партнером, как Дмитрий Михайлович, можно уверенно двигаться вперед. Он представитель прославленной династии дирижеров, насчитывающей уже четыре поколения, сам выступает на крупнейших музыкальных сценах мира. Надеюсь, в следующем сезоне в театре будет еще больше интересных и запоминающихся событий – у труппы огромный потенциал, чтобы замахиваться на самые сложные произведения. Сейчас уже могу сказать, что откроем сезон «Нормой» Винченцо Беллини в концертном исполнении со звездой мировой оперы Альбиной Шагимуратовой в заглавной партии, а также осенью представим премьеры балета «Спартак» и оперы «Севильский цирюльник».

Конечно, хочу отметить и достижения наших замечательных артистов. В опере сегодня есть голоса почти на весь репертуар, мы можем своими силами исполнять практически всю классику. То же самое и в балете – у нас крепкий состав солистов, постепенно подрастает одаренная молодежь, каждый год труппу пополняют талантливые выпускники из разных хореографических учебных заведений. И внешним признанием труппа не обделена: Дарья Рябинко, Евгений Балданов, Алексей Бочаров, Анастасия Осокина и Иван Карнаухов получили звание заслуженных артистов Красноярского края, на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Йошкар-Оле Руслан Аболмасов и Ксения Ляпина стали лучшими в номинации «Характерный и народно-сценический танец». На краевом фестивале «Театральная весна» сразу три приза получила опера «Бесприданница» в постановке Даниила Дмитриева: за лучшую работу дирижера отмечен Александр Юдасин, за женскую роль – сопрано Виктория Маслюкова и спецприз жюри у баса Владимира Александровича. И это лишь немногие из наших творческих успехов.

У вас самой в этом сезоне профессиональный юбилей – 15 лет на посту директора Красноярского театра оперы и балета. Каков для вас главный итог этого периода, и какие задачи впереди?

– Все итоги в нашем деле исключительно промежуточные. (Улыбается.) А самая важная цель – та, которой еще не достиг, останавливаться и оглядываться на прошлое пока некогда, былыми заслугами сыт не будешь. Да, мне как директору приятно, что за прошедшие годы удалось вернуть доверие зрителей к театру, с 30% поднять заполняемость зала до постоянных аншлагов. Но это достижение неустойчиво – нужно снова и снова прилагать каждодневные усилия, чтобы внимание публики не ослабевало, чтобы у нас хотели работать талантливые люди разных профессий, чтобы театр, который носит имя Дмитрия Хворостовского, был на хорошем слуху, чтобы им гордился наш край. Это непросто. Но именно ради этого хочется жить и работать.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №10, июнь 2024