Цветовая схема:
19, 20 и 21 мая в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится премьера балета Адольфа Адана «Корсар». Поклонников балетной классики в этой академической, но все же авторской версии хореографа-постановщика Юлианы Малхасянц ожидает немало интересных открытий.
– Юлиана Геннадьевна, для красноярского «Корсара» вы сочинили свою редакцию, хореографическую и режиссерскую. Что можете сказать об образах персонажей, насколько они отличаются от других трактовок этого балета?
– Некоторые из них отличаются весьма значительно. Вообще, если сравнить либретто Жозефа Мазилье с поэмой Джорджа Байрона «Корсар», по которой оно написано, с первоисточником у балета Адана нет ничего общего. Скажем, у главного героя Конрада здесь совершенно другой характер – отнюдь не печальный, как у Байрона. Я, в свою очередь, тоже внесла свои коррективы. Из Конрада, например, можно вылепить любой образ, исходя из индивидуальности артиста – хоть романтика, хоть брутального воина. И если исполнителям этой партии в нашем спектакле Матвею Никишаеву и Георгию Болсуновскому по их психосоматике ближе героика, то Юрию Кудрявцеву, конечно, романтизм. Мне кажется, у них получатся совершенно разные Конрады, и зрителям будет интересно в каждом спектакле увидеть что-то новое. Партия также уникальна тем, что ее может позволить себе исполнять любой технически оснащенный артист. В истории этого балета ее танцевали мужчины с абсолютно разной фактурой – высокие, низкорослые, как с классическими линейными ногами, так и с короткими мышцами. И при этом все смотрелись в ней очень органично.
Возлюбленная Конрада Медора (ее исполнят Екатерина Булгутова и Анна Кудрявцева) – классическая героиня балетного спектакля и обычно она не имеет ярко выраженных трагедийных сцен. Я же усугубила историю пленения и другие трагические события ее жизни, для чего специально поставила на нее печальный монолог, где она, попав в гарем Сеид-паши, ощущает себя птицей в клетке. Потом эта линия продолжается в сцене «Оживленный сад», где у меня все наложницы выглядят как райские птицы в прекрасных золотых клетках – это даже прописано в декорациях и костюмах. И еще если в старых балетах обычно активничает Гюльнара, мечтающая стать любимой женой Сеид-паши, то у нас Медора тоже проявляет решительность, помогая Конраду бежать.
– Кстати, дуэт Гюльнары и Сеид-паши у вас также весьма непривычный, верно?
– Да, он будет совершенно неожиданный. Сеид-паша в «Корсаре» всегда был седовласым дедом – это яркая гротесковая роль. У меня же Сеид-паша (в исполнении Кирилла Литвиненко и Егора Осокина) богатый молодой правитель, красивый, в расцвете сил – и это задает сценам с ним совершенно другие эмоции. Неудивительно, что Гюльнара мечтает стать любимой женой такого человека и прилагает для этого все усилия – зрители увидят в этой яркой партии Олесю Алдонину, Елену Михеечеву и Анастасию Нигматулину. Медора же сопротивляется не отвратительному старику, а харизматичному самодостаточному мужчине, что только подчеркивает ее свободолюбивый нрав – она категорически не согласна жить в гареме даже в привилегированном положении.
– А каким вы видите Бирбанто, друга Конрада, в какой-то момент его предающего?
– Отнюдь не банальным предателем. Бирбанто – жизнелюбивый парень, энергичный корсар, успешный в своем деле, который также умеет отдыхать и веселиться, любит танцевать. Но важнее дружбы с Конрадом для него оказывается корсарская мораль, что вся добыча принадлежит всем, никто, даже предводитель, не имеет права распоряжаться ею единолично. А Конрад нарушает это правило, когда по просьбе любимой Медоры отпускает всех невольниц. История стара, как мир – ищите женщину.
– Будут ли в спектакле комические сцены?
– Разумеется, хотя я ушла от жесткого гротеска, как это было принято прежде. Основная комедийная нагрузка – на старом работорговце Исааке Ланкедеме. Также эту краску у нас задает Евнух, главная задача которого – охранять от наложниц палантин любимой жены, желающих всеми силами им завладеть. В сцене, где Гюльнара пытается добыть у него этот палантин, немало комичного.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №9, май 2024