ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Площадка перед замком графа ди Луны. Начальник графской стражи Феррандо рассказывает воинам страшную историю, случившуюся много лет назад. Младшего брата графа, маленького мальчика, околдовала ведьма-цыганка. За это отец – старый ди Луна приказал колдунью сжечь живьем. Но дочь цыганки, мстя за мать, похитила ребенка графа. И вскоре, на месте костра, на котором сожгли ведьму, нашли обгоревшие детские кости. Старик – отец не поверил в гибель своего ребенка и завещал старшему сыну найти младшего брата. Однако, поиски оказались безуспешными… Существует поверье, что старая колдунья обернулась громадной совой и до сих пор по ночам летает над замком. Воинов охватывает леденящий ужас.
Картина вторая
Перед дворцом. Леонора рассказывает своей подруге Инес, что горячо полюбила рыцаря – трубадура Манрико, которого увидела на турнире. С ним она ждет свидание каждый вечер. В саду появляется граф ди Луна, страстно мечтающий добиться взаимности Леоноры. Издалека слышится пение – это Манрико! Леонора, приняв за Манрико фигуру графа, бросается в его объятия. Появляется Манрико: Леонора в смятении от своей ошибки. Граф узнает в своем сопернике вождя повстанцев, объявленного вне закона. Между ди Луной и Манрико разгорается дуэль.
Картина третья
Цыганский табор. Среди них – Манрико, сын цыганки Азучены. Он лечится здесь от ран, полученных в бою. Азучена погружена в свои воспоминания: она не может забыть страшную гибель на костре своей матери, не может забыть ее призыва, прозвучавшего из пламени: «Отомсти за мать!». Оставшись наедине с Манрико, она рассказывает, как желая отомстить за страшную смерть матери, она выкрала ребенка графа ди Луны и ночью, в исступлении, бросила его в костер. Однако утром она увидела, что графский сын жив, а в огне сгорел ее родной сын. Манрико потрясен: значит, он не сын Азучены? Цыганка разубеждает его: «Он ее единственный любимый сын». Но она не понимает, почему в недавнем поединке он пощадил графа ди Луну. Манрико и сам не может объяснить, какая сила удержала его руку от смертельного удара. А граф после этого с отрядом своих воинов вероломно напал на него и, уверенный в гибели соперника, бросил его на поле боя. Азучена берет с Манрико клятву отомстить ди Луне и не щадить его.
Появляется Рюиц и сообщает о том, что захвачен очередной замок – Кастеллор, и ему приказано охранять его. Но в записке, переданной Манрико, написано, что Леонора, получив ложное известие о его гибели, собирается уйти в монастырь. Манрико отправляется за ней. Тщетно Азучена пытается удержать его.
Картина четвертая
Двор женского монастыря. Граф ди Луна вместе с солдатами хочет похитить Леонору до обряда пострижения и насильно с ней обвенчаться. Напрасно Феррандо пытается отговорить его. Графа не останавливает даже страх перед Божьей карой. Появляется скорбная процессия монахинь. Следом выходит Леонора. Ди Луна силой пытается увести Леонору, но внезапно, во двор врывается Манрико со своими соратниками. Граф и его воины в ужасе, считая Манрико вставшим из гроба мертвецом. Но потом, убедившись, что соперник жив, вступают с ним в бой.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина пятая
Лагерь графа ди Луны. Идут последние приготовления к штурму замка Кастеллор, где укрылись Манрико и Леонора. Войны приводят Азучену, схваченную близ лагеря. Она жалобно рассказывает, что ищет бросившего ее сына. Однако Феррандо узнает в ней ту цыганку, которая когда-то похитила маленького сына графа. Азучену связывают. Она громко зовет на помощь Манрико. Ди Луна ликует: у него в руках мать смертельного врага!
Картина шестая
Замок Кастеллор. Манрико спешит принять христианство, чтобы связать себя узами брака со своей возлюбленной... Леонора в тревоге: она слышит звон оружия. Враг готов пойти на приступ. Манрико утешает любимую. Пусть силы не равны, но он уверен в победе. Вбежавший Рюиц сообщает о пленении и готовящейся казни Азучены. Леонора не понимает, почему Манрико, рискуя жизнью, хочет спасать какую-то цыганку. Манрико признается Леоноре, что он не рыцарь, а сын цыганки. Он спешит на помощь матери.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина седьмая
Часть дворца Альяферия. Возле башни, где заточены Манрико и его мать появляются Леонора и его верный соратник – Рюиц. Леонора полна решимости спасти своего возлюбленного. Из башни слышится пение заупокойной молитвы и прощальная песнь Трубадура. Вошедший граф ди Луна приказывает до полудня казнить Манрико и Азучену Напрасно Леонора просит графа о пощаде: он не умолим. Тогда она дает клятву стать женой ди Луны, если тот освободит Манрико. Пораженный граф соглашается помиловать врага, а в это время Леонора незаметно выпивает яд.
Картина восьмая
Место заточения Манрико и Азучены. Утро последнего дня жизни узников. Тщетно пытается уснуть Азучена, мысли о мести за мать не покидают ее. Сын пытается ее успокоить, но успокоение – это временная мера… Манрико мучает совесть, что по его вине весь отряд в плену и вот-вот будет убит. Он помнит о клятве матери убить ди Луну и винит себя, что не сдержал слова.
Входит Леонора и освобождает Манрико. Однако она не может идти вместе с ним. Манрико понимает, какой ценой она купила его свободу, и гневно обвиняет ее в измене. Но в это время начинает действовать яд. Манрико понимает, что Леонора умирает. Он раскаивается, что проклинал этого невинного ангела... Леонора прощает Манрико и умирает.
Граф, пришедший отдать приказ, чтобы Манрико казнили, видит на руках соперника возлюбленную Леонору. Граф зовет своих подданных и решается на крайнюю меру. Просыпается Азучена и восклицает: «Сын мой, где мой сын?». Граф сообщает, что он мертв... Цыганка смеется. «Это был твой брат! – кричит она. – Мать, ты отомщена!» Граф в ужасе осознаёт, что убил брата...