Цветовая схема:
Солисты Красноярской оперы Дарья Рябинко и Михаил Пирогов уже исполняли оперу Дж. Верди «Трубадур» семь лет назад (Дарья даже получила награду краевого фестиваля «Театральная весна», а Михаил стал номинантом Национальной оперной премии «Онегин»), Анна Авакян впервые выйдет в этом спектакле 1 марта. Накануне премьеры артисты поделились впечатлениями о своих персонажах.
МИХАИЛ ПИРОГОВ (МАНРИКО)
– Я дебютировал в партии Манрико в Красноярске, потом исполнил его в Улан-Удэ и позже в Казани по приглашению Шаляпинского фестиваля. Так что для меня это особенная партия, одна из важнейших в моем репертуаре. Кстати, интересно, что накануне возвращения «Трубадура» на сибирскую сцену я вновь спою его на фестивале в Татарстане. И уже 1 марта исполню для красноярских зрителей.
Музыка Верди требует от певца максимальной концентрации, собранности, в нездоровом состоянии такие партии петь просто невозможно. А в «Трубадуре», сложном для всех голосов, есть сцены, особенно проверяющие тенора на выносливость. В третьей части Манрико сначала поет арию, потом небольшой дуэт с Леонорой и переходит в стретту Di quella pira, где нужно взять крайний верх и при этом исполнить все на максимуме эмоций, с невероятной экспрессией, потому что мой герой готовится спасти свою мать Азучену – или погибнуть вместе с ней.
А психологически здесь для меня сложнее всего финал, когда Манрико сначала обвиняет Леонору, что она спасла его ценой измены, а потом понимает, что она приняла яд и умирает – вот в этот момент жизнь теряет для него смысл. И хотя финал в опере трагический, и Манрико погибает, – для него это, на мой взгляд, счастливый конец: он уходит в другой мир к своей любимой.
ДАРЬЯ РЯБИНКО (АЗУЧЕНА)
– Азучену я мечтала спеть еще со студенчества и впервые исполнила довольно рано, в 31 год. Но вот парадокс: если раньше я просто упивалась музыкой Верди и сложностью характера моей героини, то с опытом и после множества других партий стала понимать, что драматизм роли может порой так захватить, что даже помешать вокалу. Как говорила мой педагог Жанета Георгиевна Тараян, Царство ей Небесное: «Горячее сердце, но при этом холодный ум». В Азучене горячее сердце настолько хочет преобладать над разумом, что приходится постоянно себя эмоционально осаживать. Это очень непросто. И сейчас я испытываю гораздо больше волнения перед выходом в этой партии, чем прежде.
Что касается образа, для меня Азучена, несмотря на всю ее кажущуюся жестокость, – глубоко несчастный человек, вынужденный нести на себе бремя мести за гибель матери. Для нее это не кровожадная потребность, а как навязчивая идея, как звук монотонно падающей капли, от которого не освободиться. Как и все ключевые персонажи оперы, она тоже жертва Рока, который закручивает всех в непреодолимую воронку. Азучена надеется, что Манрико убьет графа ди Луну и тем самым отомстит и избавит ее от затянувшегося кошмара. Она искренне любит своего сына и вовсе не желает его гибели – это звучит в музыке Верди. Но события разворачиваются иначе. И хотя в финале она произносит: «Ты отомщена, мать», – не думаю, что такой исход доставил ей радость и успокоение.
АННА АВАКЯН (ЛЕОНОРА)
– Несмотря на свой юный возраст, Леонора – героиня, способная на глубокие чувства и серьезные, решительные поступки. Она отвергает графа, предпочитая ему любовь простого рыцаря, трубадура, человека, не обладающего титулами или знатным происхождением. С самого первого появления образ Леоноры представляется зрителю достаточно цельным: она не сомневается в правильности своего выбора и верна ему до самого финала оперы.
Технически партия очень сложная, требующая грамотного распределения сил. Особенно в финале, где героиня буквально не уходит со сцены, что может вызвать определенные трудности у вокалиста. Так же, непростым в техническом и актерском плане, представляется дуэт с графом, который, по сути, делится на две части: сначала Леонора пытается очаровать ди Луну в надежде освободить Манрико, а получив отказ, предлагает себя графу, понимая при этом, что не сможет принадлежать другому, и выпивает яд. Это переломный момент в образе моей героини, так как несмотря на ее кажущуюся хрупкость, она добивается своей цели. Мне очень важно показать решимость Леоноры и то, с какой надеждой она живет до самого конца оперы. Потому что, несмотря на предчувствие трагедии, выраженное ранее в музыке, она надеется на счастливый финал для них обоих. Героиня, которая страдает и жалеет себя, будет просто неинтересна как мне, так и зрителям.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №7 (107), март 2025