Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Анонсы

01.03.2025

«Театральная весна»: номинанты о персонажах

Актерские номинации на фестивале «Театральная весна» – уже само по себе экспертное признание лучших работ сезона. В Красноярском театре оперы и балета в этот раз номинированы семь артистов: в балете «Корсар» – Анна Кудрявцева, Олеся Алдонина, Матвей Никишаев и Георгий Болсуновский, в опере «Манон» – Анна Авакян, Давит Есаян и Севастьян Мартынюк. Накануне фестивальных показов они поделились впечатлениями о своих героях.

«КОРСАР» А. АДАНА, 19, 20 марта

КорсарАННА КУДРЯВЦЕВА (МЕДОРА)

– На сегодня в моем репертуаре Медора – физически самая сложная партия. В ней очень много вращений, трудные поддержки в последнем адажио. А драматическая особенность в том, что у Медоры почти нет очевидных движений, выражающих эмоции. В этом академизме нужно суметь показать характер, женскую храбрость, преданность своему любимому, влюбленность и самоотверженность, а также свободолюбие. И при этом чтобы все технические детали не выглядели просто трюками.

А особенно важно для меня то, что Медора – красавица, и она знает об этом. Она самый дорогой товар на рынке, и, естественно, должна быть самой красивой и нравиться всем. Это тоже трудно передать, потому что красота – понятие субъективное. Наверное, прозвучит неожиданно, но я сравнила бы ее со змеей, хотя не все считают их красивыми. Но, мне кажется, восточные красавицы похожи на них своей гибкостью.

ОЛЕСЯ АЛДОНИНА (ГЮЛЬНАРА)

– С премьеры мой взгляд на партию практически не поменялся. Я убедилась в том, что Гюльнара борется не за жизнь, а за свое место под солнцем, за комфорт, за роскошь, за статус главной жены в гареме. Она хитрая, корыстная, даже завистливая по отношению к конкуренткам, у нее собственническая натура. Высоких побуждений я в ней не вижу: Медоре и Конраду она помогает бежать не из сочувствия, а чтобы избавиться от опасной соперницы.

При этом Гюльнара – само воплощение женственности. В «Оживленном саду» нужно стремиться показать ее воздушность и некую ажурную грациозность, и в то же время в целом быть в этой партии волевой и соблазнительной. И сложность в том, что в нашем спектакле у нее небольшие сцены – очень мало времени, чтобы успеть раскрыть все краски своего образа, сделать его убедительным и запоминающимся.

КорсарМАТВЕЙ НИКИШАЕВ (КОНРАД)

– Партия Конрада многогранна во всем, и тем самым очень мне интересна. Начиная с национальности – он же восточный человек, горячий, вспыльчивый, что определяет подход к его жестам, эмоциям. И по сложности техники – в партии сохранены классические па-де-де, также Юлиана Геннадьевна Малхасянц, хореограф «Корсара», поставила яркое финальное адажио и много других выразительных сцен.

На премьере я исполнял героического персонажа: Юлиана Геннадьевна говорила, что у меня такой характер будет смотреться органичнее. Теперь же мне хотелось бы подойти к Конраду немножко по-другому – сохранить прежнюю брутальность, но при этом добавить образу романтизма. Показать, что это чувство жило в нем где-то глубоко и раскрылось в тот момент, когда он впервые заглянул в глаза Медоры.

ГЕОРГИЙ БОЛСУНОВСКИЙ (БИРБАНТО)

– Партия Бирбанто технически преимущество демихарактерная, его танцы – с фольклорными элементами разных средиземноморских и других южных культур. Хотя в ней тоже есть элементы классики, поскольку сам балет построен на классической хореографии, идущей от Петипа. По натуре Бирбанто свободный – зарабатывает на жизнь грабежом, странствует, любит повеселиться. Не жестокий, но к своему праву на добычу относится серьезно, поэтому пытается дать отпор Конраду, когда тот своим единоличным решением отпускает всех пленниц. По мнению Бирбанто, распоряжаться награбленным должна вся команда, а не один предводитель – в его глазах поведение Конрада противоречит корсарскому кодексу. Во всяком случае, я ничего комического в партии Бирбанто не вижу, он для меня не легкомысленный весельчак. Этот человек умеет постоять за свои интересы.

«МАНОН» Ж. МАССНЕ, 23 марта

АННА АВАКЯН (МАНОН)

– По своему жизнелюбию образ Манон я могу сравнить с такими, более известными широкой публике персонажами, как Дон Жуан и Кармен. Героиня наслаждается каждой секундой своего существования и берет от жизни все, что та может ей предложить. Манон свойственна легкомысленность и импульсивность, она не задумывается о последствиях своих поступков, живет «здесь и сейчас», полагая, что обстоятельства всегда сложатся наилучшим образом, помимо ее прямого участия. Влюбилась – поехала за любимым, а узнав о  грозящей им обоим нищете, ушла к более состоятельному поклоннику. Однако, несмотря на трагический финал, та жизнь, которую показала зрителю Манон, наполнена яркими интересными событиями. В конце оперы можно наблюдать, как трудности, с которыми столкнулась героиня, меняют ее личность.

После премьерного спектакля основная задача любого артиста, на мой взгляд,  – сохранить свежесть спектакля. Зная, чем все закончится, не играть финал в самом начале. Наш режиссер Ирина Владимировна Лычагина обращает наше внимание на то, чтобы, по ее словам, «не выходить на сцену уже бывалыми». Это тяжелая и кропотливая работа – не «заиграть» своего персонажа, находить новые нюансы, оживляющие вроде бы готовую, сделанную роль. Каждый раз, выходя на сцену в уже сыгранном, знакомом образе, артист должен вновь играть свой премьерный спектакль, стараясь избежать клише, мешающих жить его герою.

МанонДАВИТ ЕСАЯН (КАВАЛЕР ДЕ ГРИЕ)

– Мне очень дорога эта партия, она у меня сейчас одна из самых любимых. До начала работы над спектаклем я был лучше знаком с оперой Пуччини «Манон Леско». Но чем больше вникал в произведение Массне на этот сюжет, тем сильнее влюблялся – в саму оперу французского композитора, в ее прекрасную музыку, в мою партию де Грие. Помимо сложности вокальных задач, мне очень нравится характер моего персонажа. Я сам человек влюбчивый, и мне импонирует его безумная влюбленность в Манон, его порывы чувств, даже порой на грани сумасшествия, – он контрастный герой. Может злиться на Манон, даже ненавидеть ее. Но все это – лишь проявления его большой любви к ней. И очень жаль, что у такой красивой истории трагический конец.

Оперным певцам намного проще и удобнее петь на итальянском языке, чем на французском, и на репетициях нам пришлось приложить немало усилий в освоении этой лексики. Спасибо, что в театре это предусмотрели и пригласили для нас потрясающего коуча Любу Татевосян. Она занималась с нами каждым словом, каждой фразой, сопровождала и корректировала все разговорные и музыкальные сцены. И сейчас с нетерпением жду фестивальный показ спектакля, где с нами выступит маэстро Феликс Коробов – он дирижер-постановщик «Манон», тоже номинант «Театральной весны», с ним было очень приятно работать над этой оперой. Благодарен театру, что мне доверили эту сложную и яркую партию, что у меня есть возможность представить ее на краевом фестивале – это определенный показатель моей работы. А еще за партию де Грие я стал лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит». Что мне особенно дорого – этот приз присуждается по результатам зрительского голосования. Для меня радость и гордость работать для своего чуткого и доброжелательного зрителя.

СЕВАСТЬЯН МАРТЫНЮК (ЛЕСКО)

– Хотя партия Леско, как мне кажется, написана для голоса поплотнее и подраматичнее, в целом петь мне ее удобно. Музыка Массне симпатичная, как и сам образ Леско, брата главной героини, в нашей постановке. Он немного отличается от классического, где этот герой – военный, а у нас он вначале служит в жандармерии и после отставки сохраняет с нею связи (что позволяет ему в последней сцене организовать встречу де Грие и Манон и попытаться спасти сестру, но уже поздно).

А в целом это, по моему мнению, хитрый предприимчивый персонаж, любящий деньги, не гнушающийся их подчас добывать не самыми легальными способами. Но в то же время Леско очень азартный – в нашей постановке он легко может спустить все деньги в казино. Человек легкомысленный, особо заморачиваться не любит. Отношение к Манон у него на протяжении оперы меняется: если вначале, встретив ее на вокзале, он хочет поскорее избавиться от заботы о сестре и вернуться к своим привычным развлечениям, то ближе к концу в нем просыпается сострадание. Это очень интересно раскрывать в его характере.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №7 (107), март 2025