Цветовая схема:
– Ваш путь на оперную сцену — это осознанное путешествие или счастливая случайность?
– В моей семье не было музыкантов. В детстве я ходила в музыкальную школу, но занятия на фортепиано меня не увлекли. Мой путь в музыку начался с духовного детско-юношеского хора «София». Мы много гастролировали и выступали и я часто исполняла сольные партии, и мне не раз говорили, что у меня хороший голос, но я не воспринимала это всерьез. Мое отношение поменялось после знакомства с Галиной Алексеевной Астаниной, она, кстати, была первым педагогом Дмитрия Хворостовского. Став моим педагогом и наставником, она мудро начала прививать мне любовь к музыке. Давала послушать пластинки, ходила со мной на спектакли, после которых невозможно было не заразиться любовью к опере. Уже через год я «обрывала» ей телефоны, просила дать что-то почитать, посмотреть, послушать. Она подготовила со мной программу для поступления в Академию музыки и театра. Во время обучения в Академии у меня сменилось несколько вокальных педагогов. Я училась у знаменитой Екатерины Константиновны Иофель, потом перешла в класс к потрясающей певице Жанете Георгиевне Тараян, а заканчивала учебу в классе народного артиста РФ Владимира Викторовича Ефимова.
– Сложности закалили характер?
– Обучение академическому вокалу – сложное дело, никогда не обходится без того, чтобы не допустить ошибок, которые потом нужно исправлять. Но за всеми этими неверными шагами, кроется поиск и нахождение правильного пути. Я считаю, когда все идет гладко в обучении, это не всегда хорошо: рано или поздно все равно приходится сталкиваться с вокальными трудностями, и если у тебя за плечами большой багаж проб и ошибок, справиться с ними гораздо проще.
– Ваш репертуар с точки зрения авторов, языков и музыки очень многогранен. Какие героини вам ближе?
– На курсе у нас было несколько обладательниц тембра голоса меццо-сопрано, и я помню как на первом курсе мы обсуждали, какую партию хотелось бы спеть больше всего. Все хотели исполнить Кармен, но мне эта роль тогда не казалась особо интересной. Меня всегда привлекали образы драматических героинь, таких как Амнерис в «Аиде» или Азучена в «Трубадуре». Мне нравятся партии многогранные, которые видоизменяются по ходу всего спектакля, а роль Кармен я тогда такой не воспринимала. Огромной радостью для меня стала новость, что в нашем театре в следующем сезоне будет выпускаться редко исполняемое в России произведение, опера Верди «Дон Карлос», я давно мечтала о партии принцессы Эболи. Она как раз из героинь со сложным характером, все оперу ее разрывают внутренние противоречия. На мой взгляд очень важно любую партию "наполнять собой», тогда ты не играешь роль на сцене, а переживаешь настоящие эмоции и даешь возможность зрителям прожить их вместе с тобой. Несмотря на то, что мы часто надеваем рафинированные исторические костюмы, важно не потерять на сцене естественность. Сейчас я люблю петь партию Кармен и каждый раз исполняю ее по-новому, потому что меняюсь сама. Кто сказал, что Кармен обязательно красивая? Что она должна выйти на сцену с розой в прическе и на каблуках? Она трудилась на табачной фабрике, поэтому первый раз я выхожу на сцену с подобранными наспех волосами, обязательно босой, в юбке, заткнутой за пояс.
– Вы стали номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска – 2020» в номинации «Лучшая женская роль», причем в необычном спектакле, представленном театром в лофт-пространстве «Квадрат» – опере «Груди Терезия» Франсиса Пуленка.
– Художественный руководитель театра Сергей Рудольфович изначально предложил нам относиться к этому спектаклю как к эксперименту. Постановка интересная, но ее нельзя ставить в один ряд с классическими оперными произведениями. Зрителям нужно настраиваться на то, что они увидят интерпретацию оперы в современном прочтении. Я люблю наши современные проекты. На такие постановки приходят молодые слушатели, я вижу, как загораются их глаза. Как в свое время у меня, когда я открыла для себя искусство оперы. Современные постановки – это мостик к молодой аудитории, адаптированный под сегодняшние реалии. Потом эти зрители приходят к нам на классические постановки, они уже не воспринимают оперу как законсервированный жанр. В спектакле «Груди Терезия» я исполняю роль комиссара шахты «Занзибар», мой персонаж очень необычный. Он отстранен от того, что происходит в опере, словно находится над ситуацией, много взаимодействует со зрителями. О номинации я узнала, когда была на гастролях в Голландии. Быть в списке номинантов высшей театральной премии ценно: комиссия проводит масштабный смотр спектаклей театров всей страны и выбирает лучшие работы. Я предвкушаю показ в Москве и церемонию награждения, но не вижу в этом конечной цели.
– В таком ритме успеваете отдыхать?
– Я трудоголик! Раньше даже в отпуске мне не хватало сцены, но с появлением дочери в жизни все изменилось. Я не стала меньше любить свою профессию, но все свободное время я провожу с дочерью. Мы обе очень активные, не сидим дома, вместе ездим в развлекательные центры и по магазинам, у меня появилась самая главная подружка и помощница во всех делах.
Александра ТАЯНЧИНА, фото редакции
Журнал Sobaka_krsk, 3 апреля 2020 г.