Цветовая схема:
Баритон Павел Анциферов уже два года работает в НОВАТе, но с родной сценой не расстается – время от времени певца можно услышать в спектаклях и концертах Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. 14 и 15 декабря артист исполнит партию Григория Грязного в опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, 20 и 21 декабря споет Князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. А в марте дебютирует в партии Графа ди Луны в опере Дж. Верди «Трубадур».
– Князь Игорь – моя вторая значительная роль в карьере. Несмотря на относительно небольшой объем, Игорь требует от певца драматизма, смысловой и голосовой наполненности. К тому же, персонаж исторический, и необходимо на протяжении всего спектакля выдержать соответствующий серьезный настрой – это не так-то просто. Такая партия – как лакмусовая бумажка для баритона, проверка всех наших возможностей. Я спел ее впервые спустя два года работы, и мне было очень приятно вновь выйти в ней год назад на 45-летии Красноярского театра оперы и балета. Рад, что опять исполню Князя Игоря в день рождения театра.
– А какие партии для баритона, что называется, на вырост?
– Я лично к таковым причисляю Риголетто. К счастью, в этом году мне удалось дебютировать в этой партии, причем в двух театрах. Первый выход в роли несчастного шута случился на сцене Пермского театра оперы и балета в концертном исполнении по приглашению главного дирижера Владимира Ткаченко. Сказать, что это было волнительно – не сказать ничего, поскольку Пермский театр закрывал свой сезон этой оперой, и быть частью такого события – огромная честь и ответственность. К счастью, все прошло хорошо, пермская публика приняла мое исполнение тепло и радушно. Затем и НОВАТ закрывал сезон новой постановкой «Риголетто» в постановке Вячеслава Стародубцева. За время работы над партией я ощутил, что она заставляет меня развиваться и расти, и каждый раз, когда возвращаюсь к ней, этот процесс не прекращается. А на перспективу вижу таковым Графа ди Луну в «Трубадуре» – готовлю его к фестивалю «Парад звезд в оперном» в Красноярске.
С удовольствием всегда исполняю Григория Грязного, с особым трепетом каждый раз жду выхода в этой партии. «Царская невеста» – вообще одна из моих самых любимых опер, мне хотелось спеть в ней еще в студенческие годы. Не скажу, что характер Грязного мне близок, но понять его поступки и устремления я могу. Да, он опричник, человек, никогда не знавший настоящей любви. И когда он впервые испытал это чувство, к своей цели пошел привычным ему путем – коварным и бесчеловечным по отношению к другим людям. Что привело к очень печальным последствиям, в том числе и для него самого. Из-за особенностей моего голоса в репертуаре у меня – различные убийцы, негодяи, всякие несчастные люди. Мне близок крепкий русский репертуар, из европейского – Верди и Пуччини, неплохо справляюсь с образом Эскамильо в «Кармен». Драматически сложные партии – это мое от природы. А герои Моцарта и Россини мне пока даются намного сложнее – несколько лет назад даже отказался от партии Дон Жуана. Но сейчас подготовил Бартоло в «Севильском цирюльнике», потихоньку погружаюсь и в этот репертуар.
– В ноябре вы приняли участие в юбилейном концерте своего педагога народной артистки России Ларисы Марзоевой. Чем вам запомнилось обучение у нее?
– Лариса Владимировна замечательный человек. Не просто педагог по вокалу – она обучала нас культуре поведения на сцене, готовила к тому, что ожидает артистов в театрах, всегда бескорыстно помогала во многих житейских ситуациях. Я попал в ее заботливые руки на втором курсе от своего первого педагога Светланы Борисовны Бедринец, которая переехала работать в Китай. И очень рад такому повороту в своей жизни. Благодаря рекомендации Ларисы Владимировны принял участие в последнем концерте Дмитрия Александровича Хворостовского – это совершенно незабываемо. Через год вместе с Хиблой Герзмавой и Ильдаром Абдразаковым пел в концерте, посвященном памяти этого выдающегося человека… Надеюсь, мне также удастся выступить в фестивале «Хворостовский» в Красноярске – приглашали, но пока не складывалось.
– Что вас побудило поменять Красноярск на Новосибирск?
– Любому человеку, не только певцу, необходимо периодически выходить из зоны комфорта – это очень помогает в развитии, стимулирует работать над собой. Хотя, как видите, связи с Красноярском не разорвал, продолжаю здесь петь с огромным удовольствием.
Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №4 (104), декабрь 2024