Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

28.05.2011

Евгений Балданов: "Моя жизнь - это судьба!"

- Евгений, многие известные оперные певцы родом из музыкальной семьи - росли за кулисами и с детства мечтали о карьере артиста. А как было в Вашем случае?

Евгений Балданов- Мои родители не имели отношения к академическому пению. Я вырос в городе Улан-Удэ. Мама работала педагогом начальных классов, а папа был инженером. Наша семья жила очень скромно. Чтобы купить немецкое пианино, маме пришлось в течение нескольких лет копить деньги. Она буквально грезила, чтобы я стал певцом. Поэтому покупка пианино стала в то время подарком скорее маме, чем мне. Ведь в детстве я не ставил цели заниматься пением. Музыку я не любил. Я вообще до 18 лет не знал, кем хочу стать. Футболистом, военным, может быть, врачом? То, что медицина - это не мое, я понял после просмотра фильма, в котором рассказывалось про наркоманию. В нем я увидел малоприятные для моего восприятия кадры с кровью. Потом я решил, как мой друг, заниматься машинами. Но когда познакомился с тяжелыми, не комфортными условиями, в которых работал друг, то тоже отказался от этой профессии.

- И решили прислушаться к совету мамы?

- Да, по настоянию мамы, я поступил в музыкальную школу. Признаюсь, учился плохо. Я даже немножко стеснялся признаваться своим друзьям-мальчишкам, что занимался музыкой. Но в итоге, я все-таки окончил музыкальную школу и снова, по совету мамы, поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Но мне по-прежнему не очень нравилось заниматься музыкой. Помню, как однажды я в течение двух недель не ходил в училище на занятия. Целые дни проводил в спортзале, играл в баскетбол, волейбол. Родители ничего не подозревали, ведь они каждое утро меня будили и отправляли в училище. А вечером, после моего прихода, были уверены, что я возвращался с занятий. Они узнали о моих пропусках только на родительском собрании. Для них это было ударом.

- Почему же Вы продолжали учиться, если так не нравилась музыка?

- Из всех учебных предметов мне нравился только хор. Вот его я не пропускал. А заниматься фортепиано для меня было каторгой. Что я только не придумывал, чтобы пропустить занятие: говорил, что порезал палец, не выучил программу. Мне легче было пойти с друзьями поиграть в футбол, чем заниматься фортепиано.

А потом, на 3 курсе училища, когда мне исполнилось 18 лет, я услышал, как поет народный артист СССР Муслим Магомаев, и в моем сознании произошел какой-то перелом. Я просто влюбился в голос Магомаева и старался не пропустить ни одного его выступления по телевизору или радио, собирал пластинки, кассеты, диски с записями песни из мультипликационного фильма "По следам бременских музыкантов", которую он исполнял. Я даже сам пытался подражать Магомаеву, и это у меня не плохо получалось. Вот тогда я понял, что не хочу дирижировать, а очень хочу петь на сцене. Это стало моей заветной мечтой.

После окончания училища педагог Дворянская Людмила Викторовна предложила мне поехать во Владивосток, чтобы получить там высшее образование, так как сама в свое время училась в этом городе. А я, как многие мои одногруппники, решил уехать в Красноярск. Тогда педагог предложила мне обратиться за консультацией к ее знакомому экстрасенсу, чтобы тот сказал, в каком городе - Владивостоке или Красноярске - он видит мою дальнейшую судьбу. Ради интереса, я согласился. И что бы Вы думали? Экстрасенс посмотрел на меня, улыбнулся и вынес вердикт: "Я вижу его в Красноярске" (смеется).

- И Вы поехали в Красноярск?

- Да, я поехал поступать в Красноярский государственный институт искусств. Честно скажу, на дирижерское отделение, я поступал без желания. Но так как парни в хоре всегда нужны, то меня без проблем зачислили на 1 курс института. Однако желание заниматься исключительно пением, меня не оставляло. И меня пригласили в детско-юношеский духовный хор "София" в качестве хормейстера, но основная моя деятельность заключалась все-таки в пении в хоре. Я даже побывал вместе с "Софией" на своих первых заграничных гастролях в Швейцарии, одной из чистейших стран мира. Помню, что тогда я был сильно поражен огромной разницей между жизнью в Швейцарии и жизнью в нашей стране. Для меня просто был шок, что, оказывается, люди могут жить, как в раю. Напомню, это был период 90-х, когда в России сложилась не совсем благоприятная экономическая ситуация. После возвращения из Швейцарии, я еще долго задумывался о том, почему люди на одной планете, живут по-разному.

- А почему Вы не попытались поступить на вокальное отделение?

- Почему не пытался? Пытался. Поступить не получилось, так как у меня не было вокальной программы для поступления. На дирижерском отделении я проучился всего год и решил, по совету отца, вернуться в родной город Улан-Удэ. Папа рассказал мне, что в Бурятии есть хороший педагог по вокалу - Вячеслав Дашинимаевич Бальжинимаев, который в свое время стажировался в знаменитом театре "Ла Скала". Так я вернулся домой, и продолжил обучение на 1 курсе вокального отделения и параллельно - на втором курсе дирижерского отделения Восточно-Сибирской академии.

- Как оценил Ваши вокальные данные Вячеслав Дашинимаевич Бальжинимаев?

- На первый урок он пригласил меня в оперный театр. После распевания мой педагог с радостью сказал мне, что за одно занятие я сумел взять столько высоких нот, сколько другие студенты не могут взять за несколько лет обучения. При этом он так расчувствовался, что даже стал меня обнимать. Потом он рассказал мне о своей судьбе, и постепенно у нас сложились теплые, доверительные отношения. Я к тому моменту времени уже окончательно для себя решил, что стану профессиональным певцом. А для достижения этой цели мне не хватало актерского мастерства, танцев, грима и других специальных предметов, которых не было в Академии. И поэтому стал думать о поступлении в другой ВУЗ, где можно получить необходимые знания.

Но я не знал, что у моего педагога тоже были свои планы относительно моего будущего. Я только догадывался, что он, как выпускник Московской консерватории, хотел мне помочь с поступлением в столичный ВУЗ. Но это были только мои догадки. Сам педагог ничего мне об этом не говорил. Поэтому через год обучения в Улан-Удэ, я уехал в Новосибирск, и поступил там на вокальный факультет Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, в класс одного из ведущих баритонов, профессора, а в то время доцента, заслуженного артиста России, Владимира Афанасьевича Прудника. Из девяти теноров взяли меня одного.

- Как на это отреагировал Ваш педагог из Улан-Удэ?

- Я очень переживал за его реакцию. Поэтому написал письмо и оставил его на вахте театра. Когда же я приехал домой во время зимней сессии и встретился с Бальжинимаевым, он посоветовал мне доучиться в Новосибирске до конца года, а потом поехать в Москву поступать в консерваторию. Жить можно было у его сына. Также он пообещал договориться с педагогами столичной консерватории. Я решил подумать над его предложением, и уехал в Новосибирск.

В это время неожиданно очень тяжело заболел Владимир Афанасьевич Прудник. У меня с ним уже успели сложиться хорошие отношения. Я не смог сказать ему, лежащему в больнице в тяжелом состоянии, что решил все-таки уехать в Москву для обучения. Это было бы для него ударом. Тем более, зачем мне было что-то менять? Это я уже сейчас, спустя время, понимаю, что если бы тогда я все-таки решился уехать и окончил бы Московскую консерваторию, то наверняка, моя судьба сложилась бы совершенно по-другому и уже в столице.

- Насколько я знаю, Новосибирскую консерваторию называют "Кузницей кадров" Сибирского Колизея, так как уровень обучения в ней не хуже, чем в Московской?

- Это действительно, так. Я с гордостью могу сказать, что окончил этот ВУЗ. У нас был очень сильный курс. Поступали мы в одном тысячелетии, а дипломы магистров получали уже в другом - в 2001 году. Наш курс был 40-ым, юбилейным. Всем выпускникам подарили мантии и магистерские головные уборы - четырехуголки с кисточками. У меня до сих пор хранится фильм об истории консерватории, в котором даже есть памятный кадр, где ректор вручал мне диплом.

- А это правда, что во время обучения в консерватории, Вы успели поработать в русском народном ансамбле песни и танца?

- Правда (смеется). Вы меня представляете в русском национальном костюме, да еще поющим народные песни? Да, был такой опыт. Просто на 3 курсе я задумался, - ну сколько могут мои родители меня кормить? И решил подработать. Один из моих одногруппников был барабанщиком в ансамбле "Чалдоны", и я подумал, возможно там нужны певцы, о чем и попросил его узнать у руководителя. И мне повезло, что руководитель ансамбля Светлана Васильевна Смоленцева окончила в свое время Академию искусств в моем родном Улан-Удэ. Она с радостью приняла меня в "Чалдоны". Так я стал солистом ансамбля. Началась интересная гастрольная жизнь. Кстати, с концертами мы объездили практически всю Новосибирскую область, немножко захватили Томскую и даже побывали во Франции.

- У Вас был выбор, куда пойти работать после окончания учебы в ВУЗе?

- Еще на 5 курсе я прослушивался в Новосибирском оперном театре. Из шести человек, на работу взяли двоих - меня (тенора) и баса. Для исполнения я выбрал арию, которая была любимым произведением директора оперного театра. Это было рискованно, конечно, но ему понравилось - и он меня взял в оперную труппу Новосибирского академического театра оперы и балета.

Самое забавное, что на свой первый спектакль я опоздал. У меня была небольшая роль Соловья в детском спектакле "Стойкий оловянный солдатик". Как правило, репетиции начинались в 11 часов, и поэтому я приходил в 10.50 - как раз к самому началу. А репетиций было так много, и проводились они каждый день, что я автоматически пришел в один из дней якобы на репетицию, а оказалось, что это - не репетиция, а самый настоящий спектакль. Мне еще повезло, что я пришел "пораньше" - в 10.45. А меня уже искали, ведь артисту перед спектаклем нужно быть в театре примерно за час до выхода на сцену - чтобы спокойно распеться, загримироваться, надеть костюм. В тот раз мне пришлось буквально бегом, кое-как наложить грим, с посторонней помощью надеть очень сложный сценический костюм. В итоге, спектакль состоялся, и я сыграл свою роль.

- В тот же год Вы приняли участие во Всероссийском конкурсе вокалистов. Была уверенность, что получите первую премию?

- Конечно, нет. Это была для меня проба сил. Конкурс проходил в Москве и назывался "Bella Voce" (в переводе с итальянского - "красивый голос"). Из Новосибирска нас было трое, и первоначально, к нам отнеслись с недоверием.

Так как остановиться в Москве было негде, то мы попросились пожить в общежитии Московской консерватории. А нам в ответ сказали, что, мол, вы сначала первый тур пройдите, а там будет видно. Мы прошли первый тур, и нам дали комнату в общежитии, лишь бы переночевать. А мы прошли и второй тур. В итоге, после третьего тура, мы все втроем стали победителями. Для многих это было неожиданностью.

- А как Вы оказались в Красноярском оперном театре?

- В Новосибирском театре я работал стажером. В основном, исполнял роли второго плана, играл в детских спектаклях. Чтобы получить заветную роль, мне приходилось вставать в очередь и ждать, так как в труппе было много певцов-теноров. Так я проработал 2 года. В результате, я понял, что ждать можно бесконечно. Тут я узнал, что в Красноярском оперном театре нет теноров, и решил поехать в Красноярск. После прослушивания меня взяли в труппу театра.

- И с тех пор Вы работаете в Красноярске?

- Да, с сентября 2002 года.

- Параллельно с работой в театре, Вы учились в аспирантуре. Мечтали о преподавательской деятельности?

- Кто знает, что будет в будущем? Может быть, когда я стану седой, то возможно, задумаюсь о преподавании. Пока я все-таки настроен, как можно дольше, оставаться на сцене. Есть такой афоризм: "Кто умеет - тот делает, кто не умеет - учит" (смеется). В ней есть доля правды. Сейчас я хочу петь, и делаю это с удовольствием.

- Бытует мнение, что оперные певцы по своей природе "нарциссы", ведь голос - это их драгоценность. Что Вы делаете, чтобы его сохранить?

- Ничего. Мороженое ем, в холодное время года хожу без шапки.

- Разве так можно поступать вокалисту?

- У каждого человека свой организм. Я знаю свои возможности. Недаром существует житейская мудрость: "Промочишь ноги - откажет горло, промочишь горло - откажут ноги". У меня нет вредных привычек, я не курю. И считаю, что бережно относиться к своему голосу - правильно. Но во всем необходимо знать меру. Например, оперный певец Иван Семёнович Козловский в день спектакля даже не подходил к телефону, чтобы ни с кем не разговаривать. Это, я считаю, слишком радикальной мерой. Я, например, перед концертом живу обычной жизнью.

А вообще, я считаю, что если бы у нас, певцов, были хорошие контракты, и соответственно, загруженность, а также достойная оплата труда - тогда, наверное, многие из вокалистов, стали бы к своему голосу относиться более бережно.

- А сколько можно заработать оперным пением?

- По-разному. Если я занят, например, в двух спектаклях в месяц, то для меня это - счастье. При этом я во много раз меньше зарабатываю, чем певец, работающий за границей и исполняющий далеко не главные партии.

Конечно, я принимаю участие в праздничных общих концертах, но полноценным заработком я этот труд не считаю, так как обычно на таких мероприятиях исполняю только два произведения. Сольные концерты бывают редко. У нас же, в отличие от Москвы, нет опыта работы с агентами - приходится самому искать концертный зал. Как правило, те певцы, которые имеют собственных агентов, работают исключительно на себя. А это уже бизнес. Певцы нашего театра - бюджетники, работающие за оклад. Наша основная работа - это театр.

- Если бы Вас пригласили работать за границей?

- Я бы уехал. Потому что, гастролируя по странам, видел, как комфортно работают и живут там люди.

- А Вы не боитесь, что в таком случае, придется начинать свою карьеру "с нуля"?

- Я это понимаю. Но там есть свои "плюсы". За границей певцы работают по контракту, в котором указан график спектаклей. А здесь мы живем по инерции. Я сегодня не знаю, в каких спектаклях я буду задействован в следующем месяце, и что будет у нас в театре. И так везде, по всей России. Люди не знают, чего ждать завтра, потому что нет стабильности.

Большинство людей не живут, а выживают, так как вынуждены просто приспосабливаться к этой жизни. Поэтому многим приходиться рисковать - брать ипотеки, кредиты. Обычный человек в нашей стране не может позволить себе купить квартиру. Вот она - безысходность. И не от нас это зависит. Все, что можно сделать в этой ситуации - это хотя бы изменить что-то в своей жизни.

- Что такое успешность, на Ваш взгляд?

- Успешность - это когда все складывается на работе, и человек ощущает себя востребованным. К сожалению, в нашей стране финансовая сторона является неотъемлемой частью успешности. Если у человека есть деньги, он считается глубоко уважаемой личностью. И я знаю многих таких людей. Но я им не завидую.

Они, имея недвижимость за границей и владея баснословным состоянием, чувствуют себя несчастными. Приведу пример. Одного человека спросили: "Что для вас миллион?" Человек отвечает: "Богатый человек!" Его спрашивают: "А миллиард?" Он говорит: "Несчастный человек, потому что, имея миллиард, можно позволить себе все!" Когда у человека есть много денег, ему становится не интересно жить.

Я тоже раньше думал, что, например, награды, достижения и регалии способствуют успеху в жизни. Не это - главное. Награды, как и деньги - не показатели успешности. Я знаю парня, который несколько раз был лауреатом и обладателем Гран-при престижных вокальных конкурсов. И имея такие высокие награды, ему пришлось долгий период времени находиться без работы.

- А себя Вы считаете успешным человеком?

- Вы знаете, я иногда задумываюсь, а хотел бы я что-нибудь изменить в своем прошлом? И сам себе отвечаю: моя жизнь - это судьба! И я честно скажу, что доволен своей жизнью. Вот это и есть, в моем понимании, успешность. Я пою и радую зрителя. В тот день, когда у меня спектакль, я по-настоящему счастлив.

- Ваши пожелания читателям газеты "Работа для Вас".

- Желаю найти свое место в жизни. Я верю в судьбу и в то, что у каждого человека есть своя жизненная дорога, и нет в этом мире похожих тропинок. Что бы ни случилось с вами в пути, не сдавайтесь, иначе вы проиграете. Пока есть силы - идите к своей цели. В этом и состоит мой жизненный девиз: "Двигаться вперед и не останавливаться!"

Не отчаивайтесь, не паникуйте, помните - это ВАША судьба и испытания, которые надо пройти. Пройдёте - все получится и наладится, остановитесь - ничего не приобретете, ни опыта, ни успеха, ни достигнутой цели. Удачи и счастья на вашем пути!

ДОСЬЕ

Евгений Балданов - солист Красноярского театра оперы и балета (тенор), лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Дата и место рождения: 22 февраля 1975 г., г. Улан-Удэ.

Образование:
1990-1994 г.г. - дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. П. И. Чайковского (г. Улан-Удэ)
1996-2001 г.г. - вокальный факультет Новосибирской Государственной консерватории им. М. И. Глинки
2001-2003 г.г. - аспирантура при Новосибирской Государственной консерватории. им. М. И. Глинки.

Вокальная карьера:
1994-1995 г.г. - Красноярский детско-юношеский духовный хор "София"
1998-2000 г.г - солист Новосибирского Государственного ансамбля песни и танца "Чалдоны"
2000-2002 г.г. - солист Новосибирского Государственного Академического оперного театра
с 2002 г. - солист Красноярского Государственного оперного театра.

Награды:
2001 г. - лауреат 1 премии IХ Всероссийского конкурса молодых певцов "Bella voce" г. Москва
2006 г. - лауреат 2 премии Международного конкурса "Романсиада" г. Томск
2006 г. - дипломант Международного конкурса "Романсиада", г. Москва
2007 г. - дипломант 1-го Международного конкурса вокалистов им. народного артиста СССР К.И. Базарсадаева, г. Улан-Удэ
2009 г. - лауреат 1 премии Краевого фестиваля-конкурса Актерской песни им. А. Миронова г. Красноярск.

Ведущие оперные партии:
Ленский в "Евгении Онегине", Альфред в "Травиате", Герцог в "Риголетто", Дон Оттавио в "Дон Жуане", Лыков в "Царской невесте", Неморино в "Любовном напитке" и других.

"Работа для Вас. Красноярский выпуск" №34, 28.05.2011 г.