Цветовая схема:
Завершившийся творческий сезон оказался для Красноярского театра оперы и балета особенно интенсивным не только в художественном отношении, но и в административно-хозяйственном. С 1 июня театр перешел на автономную форму управления. А самое главное, как считает директор театра Светлана Гузий, впервые за 33 года, как был построен театр, удалось сделать значительный капитальный ремонт.
— Светлана Владимировна, неужели театр за всю его историю ни разу не ремонтировали?
— В нем делали только косметические ремонты, заменили на фасаде окна и все. Еще совсем недавно наши артисты жаловались, что в гримерках сквозняк, старые окна негерметичные. А за последние три года при поддержке краевого бюджета мы постепенно обновили не только все окна в театре и оснастили их жалюзи, но и отремонтировали во всех гримерках душевые — до сих пор работали лишь некоторые из них, остальные не действовали больше двадцати лет, не было денег на ремонт. За лето хочется частично поменять мебель в гримерках, старая уже разваливается. Да и зрительскую зону, как вы сами можете убедиться, мы значительно облагородили: убрали старый, давно истертый паркет, обновили интерьер, поставили в фойе кожаные диваны со столиками, открыли буфеты на третьем этаже, которые не действовали много лет, не говоря уже о том, что в зрительном зале поменялось все, вплоть до занавеса, да и вокруг театра стало чище и уютнее. Перемены, действительно, произошли ощутимые.
— А в автономию переходить не побоялись? Очень много дискуссий о том, что для театров, особенно оперы и балета, это рискованно.
— Вы знаете, возможно, какая-то доля риска в этом, действительно, есть. Но, во-первых, в законе говорится, что если у театра в автономии что-то не получится, он всегда сможет вернуться к прежней, бюджетной форме управления. Во-вторых, значительный плюс в том, что теперь мы не зависим от всевозможных тендеров, когда все — от закупки материалов для костюмов и декораций до аренды гостиниц на гастролях — приходилось проводить через торги. Это отнимало очень много лишнего времени и нервов, никакой мобильности. В-третьих, наконец, власть дает финансирование не под ту или иную форму управления, а под состоятельные идеи. Если в бюджете есть деньги и театр предлагает интересный и перспективный проект, то он их получит. Все зависит только от нас самих. Например, в автономии нам ничто не помешает, как и прежде, подавать заявку на получение денег от краевого бюджета на новые постановки по социально-творческому заказу.
— Вы упомянули о состоятельности идей. А в чем выражается состоятельность самого театра в глазах властей?
— В частности, она выражается в выполнении плана по показу спектаклей и количеству посетивших их зрителей. Это самый важный показатель, президентский. Красноярский театр оперы и балета уже несколько лет этот план стабильно выполняет. Да, я сама работала здесь в начале 90-х администратором и прекрасно помню, что у нас в зале порой было по 8-10 человек. Но те времена, к счастью, давно остались позади.
— Расскажите о популярности спектаклей и планах театра по развитию, чем будете привлекать зрителя?
— В последние время мы должны были показывать по 280 спектаклей в финансовый год (с 1 января по 31 декабря) и привлекать по 135 тысяч зрителей. Мы это даже перевыполняли, показывали больше спектаклей. Но ожидается, что со следующего сезона план по их количеству немного уменьшится.
Чем это вызвано? Театру необходимо не только прокатывать спектакли, но и репетировать. Иначе их качество с годами ухудшается. У нас же до сих пор был настолько плотный график — по семь спектаклей в неделю, что на репетиции текущего репертуара не хватало ни времени, ни сил, репетировали только премьерные постановки. Поэтому с «минкультом» уже почти согласовано, с осени играем спектакли четыре раза в неделю.
Несмотря на то, что публика стала активнее ходить в театр, аншлаги не на всех спектаклях — это элитарное искусство. В театре, в основном, одна и та же публика. Вряд ли человек второй раз в месяц пойдет на спектакль, который смотрел совсем недавно. Поэтому играть мы будем чуть реже, зато процент заполнения залов повысится. Еще один важный показатель — выпуск новых премьер. По плану их у нас должно быть две в год, а выпускаем по шесть, а то и больше. Жаль, что в театре нет малой сцены, хотя в ней очень серьезная потребность. Играли бы там сказки для малышей, ставили бы камерные оперы и балеты, проводили творческие вечера наших солистов. Сейчас нас выручает филармония — спасибо ее директору Ирине Львовне Прокопенко. Мы договорились, что время от времени будем устраивать концерты наших певцов в Органном и малом концертном залах. Но собственная камерная площадка в театре все-таки необходима. Обнадеживает, что и правительство края, и краевое министерство культуры знают о наших нуждах. И, может, в ближайшем будущем удастся решить этот вопрос. В изначальном плане реконструкции театра, во всяком случае, появление малой сцены было заложено.
— Чем творчески был богат для театра прошедший сезон, расскажите об особо ярких моментах?
— Событий изобилие — от I Всероссийского форума «Балет XXI век», посвященного 100-летию со дня рождения Галины Улановой, до множества премьер. Только к форуму мы выпустили сразу три новых балета — «Весна священная», «Пахита» и «Красный мак» — это колоссальный труд. Наши солисты Дмитрий Соболевский и Анна Гермизеева стали лауреатами конкурса молодых исполнителей на этом престижном форуме, что для театра очень важно. Балетной премьерой завершаем сезон — Марк Перетокин выпускает комический балет «Уж замуж невтерпеж, или Тщетная предосторожность». В рамках II Международного фестиваля «Парад звезд в оперном», который прошел при поддержке Фонда Михаила Прохорова, состоялась премьера трех опер: «Любовный напиток», «Паяцы» и «Сельская честь». Плюс в декабре была премьера детского спектакля «Петер и Пауль бегут в Шлараффию».
— А как публика восприняла вашу экспериментальную постановку — модерн-балет «Римские каникулы» в постановке Снежаны Здор?
— Идея себя оправдала. Если премьеру публика восприняла несколько настороженно, то на всех последующих спектаклях был аншлаг. А самое главное, на спектакль валом пошла молодежь, студенты вузов, на которых мы в первую очередь и ориентировали эту постановку. В следующем сезоне обязательно порадуем их новым спектаклем с современной хореографией. Но его название и имя хореографа — пока секрет.
— Над чем уже можно приоткрыть завесу тайны, что ждет ваших зрителей в следующем сезоне?
— Осень начнем с очень интересных гастролей. В сентябре к нам приедет «Геликон-опера» со спектаклем «Царица», а в октябре знаменитый канадский цирк «Элуаз» со спектаклем «Дождь». В ноябре художественный руководитель театра Сергей Бобров ставит балет «Гусарская баллада» Тихона Хренникова — к 100-летию со дня рождения композитора и в преддверие 200-летия Бородинского сражения. К 100-летию режиссера Бориса Покровского выпускаем оперу «Садко», сроки ее премьеры пока уточняются. Для детей к Новому году выйдет обновленная сказка «Приключения Буратино». А в ноябре 2012 года вновь состоится балетный форум, посвящен он будет 85-летию легендарного хореографа Юрия Григоровича. Ожидается, что он выпустит у нас в честь этого события свой балет «Каменный цветок». А его ученик Сергей Бобров поставит балет «Электра».
Елена КОНОВАЛОВА
"Реноме", июнь 2011 г.