Цветовая схема:
«Конкурент» беседует с известной красноярской оперной певицей
Молодая, энергичная и обаятельная, она словно рождена для сцены: помимо выразительного сопрано, природа одарила её очевидным драматическим талантом. На её концертах всегда аншлаг: чтобы её послушать, люди даже приезжают из других городов. Несмотря на сравнительно небольшой творческий стаж, она успела стать лауреатом международных конкурсов и Всероссийской общественной премии «Известность», стипендиатом фонда Ирины Архиповой, стажировалась у народного артиста СССР Владислава Пьявко. Певицу знают и любят не только на родине, но и за рубежом.
– Анна, в классическую музыку с улицы не приходят. Как получилось, что вы стали оперной певицей? Почему именно опера стала вашей профессией?
– Я с детства не только пела, но и очень любила слушать музыку. А любовь к пению мне передалась в первую очередь от моей бабушки, Марии Самойловой. Ей сейчас уже за 80, а её голос до сих пор звучит очень хорошо. Она нигде не училась, это природный дар. Вот это, наверное, передалось отчасти и мне. Поступила я в Красноярское училище искусств в 14 лет, после восьмого класса: меня взяли в качестве эксперимента, потому что раньше в училище принимали только после окончания школы. Училась у Надежды Алексеевны Костюковой, потом поступила в Академию музыки и театра, закончила её у заслуженной артистки России Людмилы Михайловны Поповой. После окончания Академии я продолжала совершенствовать свой вокал, и моим педагогом была солистка Красноярской филармонии Лидия Аммосовна Лазарева, а дальше Анатолий Трофимович Лысенко, в прошлом солист Красноярской оперы, который и помог перейти мне в амплуа сопрано. Я ему очень благодарна. В 1999 году Анатолий Петрович Чепурной, главный дирижёр театра оперы и балета, пригласил меня в театр, и с тех пор я здесь работаю.
– Красноярская оперная школа котируется в России? На каком уровне наши исполнители выглядят на фоне Большого и Мариинки?
– Это довольно провокационный вопрос. В любом театре есть певцы разных уровней. И в нашем театре так же. Вообще Красноярск хорошо котируется. Один из показателей – то, что к нам идёт публика. Конечно, люди больше предпочитают концерты, чем саму оперу. Опера сложнее для восприятия. Но есть такие оперы, которые можно слушать бесконечно.
– А каков уровень российской оперы в масштабах планеты?
– Давайте не будем говорить за весь мир, а я скажу о славянских голосах, которых я много слышала на конкурсах. Это певцы из Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши и, конечно же, наши российские артисты. Наша страна стоит на одном из первых мест именно по качеству голосов. Что я имею в виду? Не технику пения, а природу голоса. С техникой в России есть проблемы, потому что очень мало педагогов, которые по-настоящему могут поставить голос. Это очень важно, чтобы ты изначально попал к своему педагогу, который бы увидел твою индивидуальность и помог тебе научиться петь так, как можешь только ты и никто другой. Если молодой певец находит такого педагога, это становится большой удачей на всю жизнь. Во многом определяет его дальнейшую карьеру. С этим бывает столько мытарств… Настолько тонкое дело, нет такого, чтобы у хорошего преподавателя все ученики одинаково хорошо пели. Пока сам не поймёшь, никто тебя не научит. Вот, например, мой нынешний преподаватель в аспирантуре мне очень нравится. С большим удовольствием иду заниматься, душа у меня начинает петь. Это тоже очень важно. Иногда ты просто идёшь на урок, а иногда тебе хочется петь. Музыка – не карьера, музыка – это жизнь.
– Как смотрятся российские исполнители за рубежом? Часто ли приглашают в туры, на гастроли?
– За границей я выступала на различных международных конкурсах. Очень хорошо нас там принимают. В Европе любят русскую музыку. Теперь и в России много конкурсов, уровень их, конечно, разный. В Тулузе конкурс проходит раз в два года с участием певцов из разных стран. Там в 1989 году Дмитрий Хворостовский взял первую премию. В Финляндии, на конкурсе имени Мирьям Хелин в 2004 году было 265 участников из 45 стран. На второй тур прошло 57 человек. Я тогда на третий тур не прошла. А на последнем конкурсе в Румынии, в котором я принимала участие, было представлено 187 участников из 27 стран. Это уже о многом говорит, совсем другой уровень. Но даже на этом конкурсе было человек 12 итальянцев, и ни один из них не стал лауреатом. Потому что педагогов хороших мало. Даже в Италии.
– Расскажите подробнее про румынский конкурс, как вы туда попали?
– Это конкурс имени знаменитой румынской певицы Хариклеи Даркле. Ещё в училище я прочитала книгу об этой уникальной певице, первой исполнительнице партии Тоски в одноимённой опере Джакомо Пуччини. Она могла петь любые партии, её голос легко варьировался от колоратурного сопрано до контральто. Это практически невозможно, но это достоверный факт. В прошедшем 2010 году весь музыкальный мир отмечал 150 лет со дня её рождения. Когда я узнала об этом конкурсе, то не поехать туда просто не могла.
В 2005 году я получила специальную премию жюри, а в 2010-м – премию «Excelentа». Там я в первом туре исполнила сцену письма Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Во втором туре я пела Лизу из «Пиковой дамы», а в третьем туре жюри вновь попросило меня исполнить сцену письма Татьяны. А она идёт минут тринадцать. Обычная ария идёт минуты три – пять, а здесь такая большая сцена. И уже на гала-концерте жюри снова попросило меня спеть Татьяну. Такое бывает редко. Причём я в первый раз пела эту сцену с оркестром.
– А в нашем театре можно услышать вас в этой партии?
– К сожалению, в нашем театре эту партию мне спеть пока не удалось.
– Какая зарубежная страна оставила у вас наиболее приятное впечатление?
– Я несколько раз была в Румынии, для меня это уже как вторая родина. Там в Брейле живёт моя подруга Дойна. Она была переводчицей на конкурсе, и мы подружились. Мне её очень не хватает в России. Настолько мне там нравится, я с удовольствием туда езжу, и на конкурсах там была, и на мастер-классах у всемирно известной оперной певицы Марианы Николеско, председателя жюри конкурса имени Хариклеи Даркле. Она человек мира, румыны невероятно ею гордятся.
Забавный случай произошёл, когда я делала визу в Румынию. Николеско прислала мне приглашение по электронной почте, а в посольстве принимают приглашения, присланные только по обычной почте, но когда я показала приглашение самой Марианы Николеско, с меня даже денег за визу не стали брать. Сказали, если вас пригласила сама Мариана – всё, поезжайте. Так что я там чувствую себя как дома. В этом году опять будет мастер-класс в Румынии, и я вновь туда собираюсь. Есть ещё предложения, но на всё нужны деньги. Во Франции, кроме Тулузы, я была в Париже, и очень впечатлилась. Особенно кладбищем «Пер-Лашез», где похоронены Эдит Пиаф, Ив Монтан. Позже я подготовила программу французского шансона. К сожалению, пока не сбылась моя мечта побывать в Италии. Но думаю, что если о чём-то сильно мечтаешь, это обязательно исполнится.
– Вы успешная молодая певица, которая могла бы состояться не только в Сибири. Вы когда-нибудь думали об эмиграции или переезде в столицу?
– Я очень люблю Москву, но Москва и Россия – это разные вещи. Столица – город жестокий. Там всё далеко не просто. Здесь, в Сибири, чувствуешь, что ты дома, а в Москве ты всегда гость… Во всяком случае, у меня такое ощущение.
– Но ведь наверняка материальные перспективы там лучше, чем в Красноярске?
– Да, к сожалению, нам платят немного. У меня есть подруга, она этническая китаянка. Училась в России у Валентины Левко, но теперь живёт в Германии, гастролирует по всему миру. Она профессор Веймарской консерватории, и довольно хорошо живёт на те деньги, которые зарабатывает, может много чего себе позволить. Там уровень жизни оперных исполнителей, да и вообще музыкантов, гораздо выше, чем у нас.
– А есть ли среди ваших коллег те, кто всё же уехал?
– Да, у меня есть коллеги, которые живут за границей, очень хорошо поют и не хотят возвращаться в Россию. Главное, чтобы ты был востребован. Неважно, где ты живёшь.
– Вы спели уже много партий. Какая из них вам наиболее близка и дорога?
– Вы знаете, у меня очень сложная ситуация. Я пришла в театр как меццо-сопрано, а сейчас перешла в амплуа сопрано. Я пела партию Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Кармен в одноимённой опере Бизе. Керубино в опере Моцарта «Свадьба Фигаро», я и сейчас её пою. Спела Лизу в опере Чайковского «Пиковая дама». Одна из последних моих работ – Купава в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова. Может, это покажется странным, но одна из моих любимых ролей – это Жанна д’Арк в мистерии Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Это роль для драматической актрисы, поставил этот спектакль наш, к сожалению, уже бывший главный режиссёр Вячеслав Цюпа. Но все мои роли – это всё равно что дети. Невозможно одного ребёнка любить больше остальных.
– У вас есть кумиры? На кого вы ориентировались при выборе профессии?
– Я больше люблю исполнителей прошлых лет, и западных, и российских. Это относится и к оперным певцам, и к драматическим артистам. И к фильмам. Люблю старое кино. Из певцов мне нравятся Марио Ланца, Рената Тебальди, Ирина Архипова, очень люблю Анну Герман. Из артистов – Валентина Серова, Элина Быстрицкая, Симона Синьоре, Вивьен Ли, Инна Чурикова. Из современных артистов мне нравится Евгений Миронов, Елена Яковлева. Но всё же думаю, что мои вкусы не отличаются от большинства нормальных людей.
– Недавно у вас состоялся сольный концерт «Дороги любви», в котором принял участие Николай Ерохин. Расскажите подробнее об этом событии.
– Николай Ерохин – тенор, известный не только в России. Он лауреат первой премии последнего конкурса Глинки, который был в 2009 году. Это престижный конкурс у нас в России, и взять первую премию – это дорогого стоит. Мы с Николаем знакомы больше десяти лет, у нас в 2000 году был концерт в нашем Органном зале, который прошёл с большим успехом. И вот осенью прошлого года Николай позвонил мне из Нью-Йорка, и у нас возникла с ним идея сделать концерт. Нам аккомпанировала дипломант всероссийского и международных конкурсов Марина Кузьмина. Концерт вела Юлия Позднякова. Мы исполняли арии из различных опер, романсы и русские народные песни. Пели также дуэтом. Те, кто был на концерте, могут рассказать о своих впечатлениях.
– Концерт проходил в Малом зале Красноярской филармонии, который недавно отреставрировали. Удачно, на ваш взгляд?
– Нам с Николаем понравилось. Нас было слышно. Есть, конечно, такие залы, где и воробей покажется соловьём. Но я считаю, это нормальный зал, очень даже приличный, хотя раньше, до его реставрации, мне он внешне нравился больше.
– А вообще в Красноярске концертные площадки отвечают современным техническим требованиям?
– В нашем театре хотелось бы всё-таки, чтобы акустика была лучше. Но от того, что я это скажу, ничего не изменится. На мой взгляд, в Красноярске лучшая акустика в Органном зале.
– Существует ли какая-то профессиональная шкала, по которой определяется качество и сила голоса?
– Для каждого голоса свои пределы. И потом, голос оценивается ведь не только по его силе. Разве у Марка Бернеса был сильный голос?
– У вас очень красивые концертные платья. Вам их на заказ шьют?
– У меня не так много платьев. Я люблю красный цвет. Последнее платье мне сшила Елена Климина, известный дизайнер, она сейчас живёт в Китае. Настолько она погрузилась в моё творчество, что отношения мастер – клиент переросли в подлинно дружеские. Помню, как после одного из концертов она мне сказала: «Аня, я даже плакала».
– Вы – единственный человек в Красноярском крае, удостоенный Всероссийской премии «Известность». Что это за премия, в чём её суть?
– Да, в 2005 году я стала лауреатом этой премии. Эта премия была учреждена газетой «Известия» в поддержку деятелей культуры, искусства и меценатов в регионах России. Читатели газеты «Известия» и 200 ведущих региональных изданий выбирают кандидата от своего региона. Когда мне позвонили и сообщили о том, что красноярцы и жители края назвали моё имя, это для меня было полной неожиданностью. В последние годы она присуждалась только очень большим именам, которые у всей страны на слуху: Церетели, Расторгуев, Макаревич, Галина Волчек, Жванецкий, Табаков, Галина Вишневская, Cпиваков…
– Анна, вы известны не только как оперная певица, но и как исполнительница романсов и авторских песен.
– Да, есть много красноярских авторов, песни которых я исполняю. Один из композиторов, с которым мы работаем много и долго, – это Маргарита Петрова из Зеленогорска. У неё есть песни – подлинные шедевры. Для них найдутся исполнители и через 20, и 50 лет. А ещё с большим удовольствием я уже больше двух лет пою с Городским духовым оркестром. Пригласил меня туда заслуженный работник культуры РФ Михаил Эйдлин. Я очень благодарна за оказанное доверие. И хорошо, что прошлогодний концерт «С первым снегом…», который прошёл 31 октября в Малом зале Красноярской филармонии, по-настоящему получился. Дирижировали в нём и Михаил Эйдлин, и нынешний главный дирижёр Виталий Троян.
– В современной мировой музыке очень популярно смешение различных музыкальных стилей: оперные певцы поют на эстраде, рок-музыканты – с симфоническим оркестром. Как вы к этому относитесь?
– Почему бы и нет? Это время диктует такое смешение стилей. Как ещё привлечь современного слушателя? Жизнь идёт, появляются новые стили. Лучано Паваротти пел в своё время с эстрадными исполнителями, со Стингом например. После его голоса, конечно, это смешно, но, может, хоть уши людей как-то проветрятся.
– Вы состоите в Клубе православных меценатов. В чём заключается ваша деятельность? Что такое Пасхальный фестиваль, в котором вы принимали участие?
– С православием меня связывает многое. Я дважды была участницей православных миссий «По водам Енисея». Такие миссии бывают не каждый год, примерно раз в пять лет. По благословению владыки Антония мы плыли по Енисею, посещали северные города нашего края. В каждом населённом пункте, где мы останавливались, проходил крестный ход, молебен и концерты. А началось всё много лет назад с сотрудничества с хором «София», которым руководила тогда Ольга Русакова. В 2009 году с нами выступали также солист нашего театра, лауреат международного конкурса Евгений Балданов, ансамбль «Яр», заслуженная артистка России Людмила Луценко, опять же хор «София», хор нашего кафедрального собора под руководством Дмитрия Васиновича. С нами был и композитор Валерий Бешевли, который сейчас, кстати, пишет православную оперу. Боюсь кого-то забыть, потому что выступление перечисленных мною артистов или коллективов – всегда событие. Встречали нас очень хорошо. В такие города, как Дудинка и Норильск, артисты наведываются довольно часто. А вот в Туруханске, Игарке, в посёлках Бор, Ворогово, Ярцево даже небольшой концерт – настоящий праздник. Вообще, это необыкновенный, интересный маршрут. Ведь раньше, когда на Енисее блистал теплоход «Чехов», круизы на нём были регулярными и многолюдными. Наш север прекрасен, и я считаю, этот маршрут необходимо возрождать, чтобы люди, особенно приезжие, могли ощутить северные широты, подлинную Сибирь.
– И всё же, помимо интересного маршрута, вас привлекает религиозная тематика. Вы верующий человек?
– Безусловно. Но это очень личный вопрос. Меня часто спрашивают, как я пришла к вере. Не люблю я об этом говорить. Лучше спою. Вот в следующем Пасхальном фестивале, даст Бог, я буду участвовать – приходите, послушайте. Я бывала во многих православных местах, посещала великие христианские святыни. Например, у Серафима Саровского. Кстати, мы с ним родились в один день, 1 августа. Для меня это очень символично.
– У вас растёт маленькая дочка. Вы хотели бы, чтобы она пошла по вашим стопам, стала певицей?
– Дочь мою зовут Ксения. Ей 4 года. Это самое дорогое, что у меня есть. Я назвала её в честь русской святой Ксении Петербургской. Мне не хотелось бы ей что-либо навязывать в плане выбора профессии, но вот начинаю петь я – и она за мной. Поживём – увидим.
– Чем занимаетесь в свободное время?
– Ребёнком, конечно. Раньше сплавлялась по рекам, на лыжах бегала. А вообще, свободного времени как такового нет. Недавно поступила в аспирантуру. Вот готовлю сольный концерт в качестве экзамена за первый год обучения.
– Как вам нравится современная творческая молодёжь? Вы хотели бы учить музыке подрастающее поколение?
– Вы знаете, если судить по спектаклям, концертам в нашем театре, то к нам приходит довольно много молодых людей. Жизнь идёт, и это очень хорошо, что молодым людям нравится такая музыка. Классическую музыку любят все, просто не все об этом знают. Правда, я чаще общаюсь с совсем маленькими детьми. Моя мама, Людмила Васильевна Киселёва, преподаватель Академии музыки и театра, руководит Городским молодёжным театром, при котором у нас давным-давно существует антреприза. Мы уже больше десяти лет выступаем в детских садах и школах, в домах-интернатах. Нас хорошо знают дети и педагоги. В нашем репертуаре музыкальные спектакли, cказки. Наш «Кошкин дом» сыгран уже более 800 раз. Несколько поколений выросло на этой сказке. Ещё показываем «Алёнушку и братца Иванушку», «Сказку о золотой рыбке». То есть я постоянно нахожусь в творческой форме, потому что дети – это такая публика, которая чувствует малейшую фальшь. Их внимания хватает на 30–40 минут максимум, и за это время нужно полностью выложиться. Это такая параллельная деятельность для меня, можно сказать, моя вторая работа, и она меня вдохновляет.
– Что у вас в ближайших планах?
– Одна из моих любимых поговорок – «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Много раз такое было, когда я что-то широко и громко планировала, и оно не сбывалось. Планы есть, но говорить о них пока рано.
– Ваши желания часто исполняются?
– Не все, но это от меня не зависит. Есть такие вещи, которые я не могу контролировать.
– У вас есть девиз, которым вы руководствуетесь по жизни?
– Мой девиз – идти вперёд и никогда не оглядываться.
Анастасия МИНИНА
"Конкурент", 15.06.2011 г.