Цветовая схема:
В минувшее воскресенье в Норильске завершились гастроли Красноярского государственного театра оперы и балета. Норильчане особенно порадовались таланту нашего земляка — яркого молодого солиста театра Дмитрия СОБОЛЕВСКОГО, и за кулисами похожего на принца из сказки.
Дмитрий — коренной норильчанин, родился 25 ноября 1991 года. В детстве, до учебы в Красноярском хореографическом колледже, успешно занимался в ансамбле народного танца «Оганер». Его выход в главных партиях выдающихся балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Щелкунчик» мы ждали с удивлением, принимали с восторгом, после спектаклей старались щедро, по–норильски, поблагодарить за несомненный талант. Запомнилось, как одна из поклонниц, получив автограф, пожелала: «Дмитрий, у вас все впереди. Мы не сомневаемся, что вы станете знаменитым артистом, достигнете высот в балетном искусстве. Помните, что в Норильске в вас верят и всегда ждут!».
После артистичного, искрометного исполнения сложной партии Базиля в «Дон Кихоте» (Дмитрий сам настоял, чтобы в родной город привезли именно этот его любимый спектакль) мы сидим на театральном диванчике. Дмитрий скромен, немногословен. Конечно, сразу интересуюсь: «Почему множеству интересных занятий он все же предпочел танец?».
– В детстве я занимался плаванием, акробатикой, ходил на карате. Однажды к нам, первоклассникам 41–й школы, пришел Александр Васильевич Фролочкин, создатель ансамбля «Оганер», пригласил всех желающих. Мы пошли заниматься к нему всем классом, кто–то со временем отсеялся, а мне очень понравилось танцевать в этом сильном, замечательном коллективе. Потом пригласили учиться в Красноярск, в хореографический колледж. Мама, которая одна нас с братом воспитывала, не хотела отпускать. Но Александр Васильевич, который что–то главное во мне разглядел, ее переубедил.
– А когда балет вошел в твое сердце?
– Я учился восемь лет на отделении классического танца, первые четыре года был троечником, мне не нравилось танцевать балет, ведь я любил народный танец. А проникся балетом, когда увидел в записях, как по–настоящему танцуют Нуриев, Барышников, Васильев... Балет — это так много эмоций, трюков. И я начал серьезно заниматься. За год стал «ударником», а окончил хореографический колледж с красным дипломом. И важно, что в меня всегда верил мой норильский преподаватель народного танца Владимир Александрович Фролочкин, который сейчас, после своего замечательного отца, руководит ансамблем «Оганер». Он был на «Лебедином озере», впервые меня увидел в балете, и я счастлив, что он похвалил за работу.
– Дмитрий, а сколько уже танцуешь на большой сцене?
– В прошлом году окончил хореографический колледж. Был отчетный концерт, я танцевал четыре номера — вариации из «Барышни и хулигана», па–де–де из «Лебединого озера», современный танец «Фатум притяжения» и па–де–де из «Дон Кихота». Было тяжело, но справился. Меня увидели и сразу пригласили ведущим солистом в Красноярский государственный театр оперы и балета. Правда, звали и в Новосибирск, но выбрал город, где учился, и, конечно, поверил в обещание интересной работы. За первый сезон станцевал пять премьер и съездил на трехмесячные гастроли по разным городам Англии, где показали балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Дон Кихот» и «Ромео и Джульетта».
– Из Интернета узнала, что у тебя были победы в серьезных балетных конкурсах. Только этой весной — вторая премия VII Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря...
– Мой самый первый конкурс был в 2008 году — Всероссийский конкурс артистов балета имени Галины Улановой, где получил третью премию. В 2009 году — на Московском международном конкурсе — третья премия в младшей группе, а в ноябре прошлого года — первая премия на Всероссийском конкурсе имени Улановой. На конкурсах встречался с Юрием Григоровичем, Владимиром Васильевым — они возглавляли жюри.
– Расскажи о своих партнершах по танцу. Нам очень понравилась на норильских гастролях ваша удивительная пара с хрупкой красавицей Анной Оль.
– В колледже танцевал с Кристиной Андреевой, мы вместе учились, выступали в конкурсе. После выпуска ездил с солисткой нашего театра Екатериной Булгутовой. Сейчас танцую с Анной Оль, это прима–балерина театра, работает на сцене уже восемь лет, после окончания Красноярского хореографического училища. Она замечательная танцовщица, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Получаю большое удовольствие от совместной работы. Кстати сказать, в Красноярске балетная труппа не очень большая, к вам приехал основной состав наших артистов.
– И публике ваша слаженная труппа явно понравилась. Но в нашем театре сцена почти втрое меньше, чем в Красноярске, нет оркестровой ямы. Трудно пришлось?
– Мне было комфортно, хоть и привык к большим сценам. Но я же дома танцевал! Кстати, в Англии тоже были небольшие сцены. Декорации, которые мы привезли, — те же, в которых танцуем всегда, их лишь приспособили под норильские условия.
– Кто прежде всего помогает тебе в творчестве?
– Мой педагог — художественный руководитель балета нашего театра, заслуженный артист России Марк Перетокин. Он был солистом Большого театра, работал с Юрием Григоровичем. У нас полное понимание. И именно благодаря ему я стал быстро развиваться, ведь пришел в труппу очень слабым. Театр был два месяца на ремонте, спектакли не шли, и мы все время репетировали.
– Интересно, а ты танцуешь авангардный балет?
– Когда учился в колледже, для меня и Кристины Андреевой поставили танец в стиле модерн «Фатум притяжения» на музыку Альфреда Шнитке. Хореограф — Снежана Здор, у нее своя труппа современного танца. Этот номер взял на конкурсе вторую премию. Там нет классических поз, импровизации, но необходима особая пластика. Мне это интересно.
– Оценить себя реально получается?
– Думаю, в основном — да. Нередко не доволен собой — как плохо танцую...
– Как настраиваешься на спектакль?
– Надо, во–первых, очень хорошо выспаться, отдохнуть, покушать часа за три до спектакля... Я предпочитаю отварную говядину — она дает силы. Люблю и настоящую пасту (лапшу) — она очень легкая и сытная. Алкоголь вообще стараюсь не употреблять, это мне не нравится.
– Соскучился по Норильску?
– Два года не был дома. Во время этих гастролей живу у мамы в Оганере. Старший брат Александр сейчас учится в Новосибирске, он программист. Мама, конечно, меня очень ждала, много вкусненького наготовила, была на первых спектаклях. А вот на «Щелкунчик» (я танцую в утреннем спектакле) у нее прийти не получится — будет занята на работе в администрации города. И еще для меня очень важно успеть встретиться в Норильске со старыми друзьями. Раньше, когда приезжал на каникулы, всегда приходил в «Оганер», занимался вместе со всеми. Очень дорожу Норильском. Это мой город, и мне здесь хорошо и приятно. И люди здесь родные. Спасибо всем, кто меня так тепло поддерживал.
– Расскажи, пожалуйста, о ближайших планах.
– Этот творческий год был очень сложный. И, конечно, я устал. Но впереди, в конце июня, еще закрытие сезона — премьера балета «Тщетная предосторожность» Жана Доберваля в постановке Марка Перетокина. В гала–концерте в Норильске станцевать не получится, надо лететь — в Красноярске ждет много работы. Надеюсь потом уехать за границу — на море, это очень полезно, когда мышцы отдыхают. Для меня уже счастье — просто полежать... О будущем загадывать не люблю, просто работаю и работаю над собой. И надеюсь не останавливаться. Для меня кумир — Михаил Барышников, это настоящая балетная звезда. И, наверное, мне очень интересно было бы станцевать Спартака...
– Пусть будет так и все добрые пожелания норильчан сбудутся!
Ирина ДАНИЛЕНКО
Фото автора и Владимира МАКУШКИНА
"Заполярная правда", 21.06.2011 г.