Цветовая схема:
Наталья Чеховская по определению противоречивая персона. Блистательный звёздный путь в балете и яркая карьера в политике. В прошлом солистка Красноярского театра оперы и балета и ведущая солистка Русского камерного балета «Москва» 35 лет отдала сцене.
Она прошла всё и завоевала самые почётные звания, международное признание и искреннюю любовь зрителя. В политике ей удалось добиться не меньшего: начиная от депутата в краевом совете, Чеховская смогла дослужиться до депутатского кресла Государственной Думы. Она — женщина творчества и политики. Редкостное сочетание. Сегодня Наталья Михайловна продолжает чтить традиции балета и является художественным руководителем собственной детской балетной школы «Щелкунчик» в Москве. Но в интервью KrskPlus.ru призналась, что до сих своим домом считает именно Красноярск.
Наша встреча с легендарной балериной была назначена в её балетной школе. Она не терпит опозданий, поэтому пришлось приехать раньше назначенного времени. За время ожидания мне удалось провести мысленную инвентаризацию помещения: светлые стены, на которых расположились бежевые пуанты, а рядом лишь частичный намёк на персонализацию — Наталью Чеховскую — это грамоты. Одним словом, ни признака звёздности. Атмосфера спокойная: в залах голоса хореографов и прекрасная классическая музыка. После нескольких минут ожидания, наконец, наша героиня входит в балетную школу. Всё вовремя, ни минуты опоздания. Наталья Михайловна приветствует меня и приглашает к себе в кабинет. Её взгляд, кажется, очень суров, но при этом не оценивающий. Но первый взгляд всегда обманчив. Нет, я не о «звёздных» замашках — их у известной балерины так, похоже, и не появилось. Напротив, Наталья Михайловна удивительно дружелюбна и искренне улыбчива. Но в ней есть что-то такое, что сразу даёт понять: перед вами не просто человек искусства, но женщина с огромной волей, упорством и верой в успех. К нему она идёт рука об руку с любимым мужем Василием Полушиным, тоже народным артистом. Вместо ожидаемого женского кокетства во время беседы начинается самая настоящая военная выправка. От такого внутреннего и внешнего противоречия растеряться очень легко, даже журналисту. Хрупкая и милая женщина начинает наш разговор спокойным мелодичным голосом, но при этом с определённой строгостью.
— Наталья Михайловна, многие сегодня деятели искусства утверждают: творчество умирает. А балет-то жив и что это для вас балет?
— Балет? — переспрашивает Наталья, будто уточняя, не ослышалась ли она. — Это моя жизнь. Конечно, он жив, он не может умереть. Я не знаю, какую другую профессию смогла бы выбрать для себя, если бы не поступила в хореографическое училище. Мне не то, чтобы трудно, я даже на мгновение не могу себе это представить. Мне кажется, я родилась именно для балета. Ведь многим не даётся эта профессия, они мучаются, проходят тяжёлый жизненный путь и, ничего не добившись, уходят. А я точно знала с самых малых лет, кем буду и чего хочу. Когда я была совсем маленькая, наверное, лет пяти, мне мама говорила, что я всё время ходила на пальчиках, без ничего. И когда приходили гости, я им демонстрировала свою уникальную ходьбу. А уже в школьном возрасте однажды по телевизору я увидела фрагмент «Белого лебедя». И вот, когда я именно это увидела, то чётко осознала: балет — это моё, мой путь, — заключила Чеховская.
В это мгновение у меня в голове созрел для Натальи Михайловны вопрос о её творческом пути и возможных преградах. И вдруг она начинает на ещё не озвученный мной вопрос отвечать. Видно, внутренняя привычка быть первой развивает хорошую интуицию — чувствовать ситуацию.
— Когда я поняла, что балет — это моё, то стала собирать документы, чтобы поступить в хореографическое училище. Родителям ничего говорить не стала, да и мы жили в посёлке, где о балете знали только понаслышке. Втихушку ездила в больницу, проходила комиссию, бегала по всем инстанциями, чтобы собрать документы для поступления. У меня все спрашивали: «Девочка, ты что одна? Где твои родители? Зачем тебе всё это надо?». А я с гордостью отвечала: «Я хочу быть балериной». Сейчас я даже не знаю, как я такая маленькая решилась на такое и справилась со всем. А родителям сообщила о своём решении, когда надо было забирать табель с оценками из школы. Мама меня не хотела отпускать, потому что не воспринимала всерьёз моё решение (ред. Наталья Чеховская родом из Казахстана). И в этот момент, когда я ревела от отчаяния, зашла мамина подруга. Она собиралась ехать в Алма-Ату со своей дочерью для поступления в хореографическое училище. Поэтому моя мама решила свозить меня тоже на пробные поступления и заодно показать город. Никто и подумать не мог, что я всё-таки смогу поступить и останусь учиться на балерину. Мне кажется, это судьба.
Когда Наталья Михайловна произносила эти слова, с такой гордостью, что в моей голове все мысли о своей профессии и приоритетах в жизни уложились на нужные полочки. Я на мгновение погрузилась в раздумье о судьбе, а Чеховская, словно в танце, всё продолжала словесно солировать, подхватив мою мысль о вере в себя и судьбе.
— Понимаете, эта ситуация для меня была решающей в судьбе. Я верю в судьбу и в себя. Мне кажется, что в жизни каждому из нас даются определённые предпосылки свыше, чтобы раскрыть себя. И вот тут уже зависит от человека, сколько у него хватит ума, смелости сделать первый шаг. В моей жизни это было несколько раз: когда поступала в училище и завершала там обучение. После получения диплома надо было выбирать город, куда ехать танцевать. Я долго мучилась, какой шаг сделать, чтобы не оступиться. Выбрала Красноярск и не ошиблась.
— А почему вы остановили своё внимание именно на Красноярске, вы же никогда не были в этом городе? Какими аргументами руководствовались?
— В 1978 году я окончила Алма-Атинское хореографическое училище, было много разных предложений. И в этот момент мне поступило предложение из Красноярска. В Красноярске открывался театр оперы и балета, я подумала, что именно там можно начинать успешную карьеру, ведь силы у всех будут равные. В тот момент я думала, что смогу достичь самых высоких вершин, всего, что захочу. И мои ожидания действительно подтвердились.
— Как вас принял Красноярск, почему он стал для вас домом, ведь ваша родина в Казахстане?
— Когда я приехала в Красноярск, мне ещё не было 18 лет, поэтому сначала работала в театре даже без оформления. И я на всю жизнь запомню своё совершеннолетие. В этот день меня пригласили к замдиректора театра. Она меня лично поздравила с таким замечательным днём в моей жизни. Я все слова помню до сих пор буквально дословно. В тот момент у меня было слегка шоковое состояние. Ведь кто я и кто она, и такое внимание, понимаете. Она мне сказала очень много добрых слов и пожеланий. И все её слова о моей творческой карьере свершились. В этот момент я поняла, какие замечательные люди живут в Красноярске, я его полюбила по-настоящему. Мне было с чем сравнивать, ведь в Казахстане совершенно не такие люди, как сибиряки. Да и после интерната, где все отношения ровные, я получила столько любви и внимания, что это ощущение теплоты сложно передать. Ну, и в дальнейшем, в момент открытия театра, мне представилась возможность, совершенно неожиданно для самой себя станцевать спектакль «Жизель». Я не знаю такую балерину, которой в 18 лет удалось станцевать такой балет. Это было для меня определённым звоночком, а со стороны руководства театра — шагом доверия. С тех пор у меня началась успешная карьера в балете. А после такого доверительного внимания и теплоты Красноярск сложно не считать своим домом. Я всё это ценю и помню.
— Можно сказать, что в Красноярске есть уважительное отношение к людям и в этом его особенность. Или как?
— Моя дальнейшая карьера складывалась маленькими, но уверенными, крепкими шагами. Мы участвовали во многих фестивалях. Объездили весь земной шар. Танцевали на лучших сценах страны и мировых площадках. И сложно себе представить всё это без чуткого внимания высшего руководства края. Нам оказывали доверие, а мы старались оправдать ожидания. Потому что при всех сложностях и трудностях вот так по-доброму шли навстречу. И эта особенность была и есть в Красноярском крае. Достойное отношение к людям. Это чувствуется и по нынешнему руководству. Я столько теплоты и доверия не ощущала ни в каком другом городе нашей страны.
— Почему же вы тогда уехали из Красноярска?
— Многие задают этот вопрос. Мы отработали с Василием в Красноярске практически 20 лет. И работали, потому что любили красноярский балет и хотели там быть. Так сложилось, что меня ещё в первые годы работы в театре выбрали депутатом Красноярского краевого Совета. Поначалу я страшно боялась такой ответственности, но чётко понимала, что к этому направлению надо отнестись ответственно. Избирали четыре созыва подряд депутатом, приходилось трудиться и в театре, и в политической сфере. Самое трудное было для меня присутствовать на сессиях, а потом сразу идти в театр танцевать. И все эти сложности мне приходилось преодолевать, испытывать на себе. Через какое-то время меня попросили принять участие в депутатских выборах в Государственную Думу. И так получилось, что меня выбрали депутатом в Госудуму от Красноярского края. Я должна была ехать в Москву. Конечно, у меня был выбор остаться в Красноярске или ехать в столицу. Но в тот момент я понимала, что должна оправдать доверие людей. Я не собиралась переезжать навсегда в Москву, думала, что вернусь обратно в Сибирь. У меня не было никаких иллюзий по поводу депутатской карьеры, я понимала, что это не моя ниша. Но в то же время считала, что это мой долг. И тем более такое доверие не каждому даётся.
— Наталья Михайловна, в вашем голосе слышится нескрываемая грусть...
— Вы знаете, прошло уже столько времени, как мы не работаем в Красноярском театре оперы и балета. Хотя могли бы, ничто этому не мешало. Мы планировали вернуться после депутатской карьеры из Москвы в Красноярск. Но прежнее руководство театра рассудило иначе. Однако, как бы то ни было, наш дом здесь, здесь друзья и родственники. В Красноярске прошли лучшие годы — становления, творческого успеха. И мы никуда не собирались оттуда уезжать, я не раз об этом говорила! Потому что если бы захотели, давно бы ушли, ещё в 80-х, когда нас активно зазывали в Большой театр. Так сложилось, что мы оказались не нужны именно руководству театра. Нам пришлось с 1996 года перейти в Русский камерный балет «Москва». Там мы были ведущими солистами, танцевали до 2011 года. Вот совсем недавно завершили свою карьеру. Наша с Василием цель уже воплотилась в жизнь. Мы хотели стать хорошими артистами балета, на самом высшем уровне, и стали ими. А сегодняшняя наша цель одна — сохранить своё имя среди профессионалов и публики. Воспитывать подрастающее поколение. Вот сейчас мы являемся педагогами собственной балетной школы «Щелкунчик». И мы рады тому, что наши выпускники танцуют на лучших площадках страны. С радостью принимают наших ребят в профессиональные театры столицы: Русский камерный балет «Москва», в театре Николая Андросова и другие. Не на улицу уходят наши выпускники, а находят себя в профессиональном плане.
В ходе нашей беседы я себя поймала на мысли, что в речи Натальи Михайловны постоянно есть неуловимое присутствие мужа. Это ощущается даже тогда, когда Наталья одна. У них одно «мы» на двоих. «Мы» в её речи встречается гораздо чаще, чем «я». И это не просто слово — оно многое говорит об их отношениях. Поэтому на вопрос, что нужно женщине, чтобы быть счастливой, Чеховская отвечает без раздумий:
— Вы знаете, немногое. Нужно, чтобы рядом был близкий человек, любящий по-настоящему. И самое главное, нужно, чтобы между вами было взаимопонимание. Тогда всё будет складываться так, как вы хотите. И если в жизни есть формула семейного счастья, то мы с мужем её воплотили.
— Наталья Михайловна, а с кем из Красноярска поддерживаете контакты, как часто удаётся бывать на малой Родине?
— В Красноярске сейчас бываем очень редко. Поэтому давно не смотрела спектакли Красноярского театра оперы и балета. И давать оценку балету очень трудно. Да и балерины не так часто бывают в столице, чтобы их можно было отслеживать. Сейчас ничего не могу сказать о молодых в балете из Красноярска, надо смотреть балерину в разных партиях, чтобы понимать, что она из себя представляет. Только тогда можно понять все грани таланта. А в целом, я считаю, красноярская балетная школа, молодцы по-большому счёту. Я сужу это по конкурсам, где мы встречаемся. Я вижу хорошую работу с балеринами. Вижу колоссальную работу и труд педагогов. Красноярску очень повезло с такими замечательными педагогами, как Лариса Сычёва, Светлана Михеева и Вероника Суровцева.
— А контакты со зрителями и поклонниками поддерживаете?
— У нас есть поклонники как в Москве, так в Красноярске, которые помнят и всегда очень рады видеть нас. Со многими мы поддерживаем контакты, созваниваемся. Не так часто, конечно, но находим время. В основном это люди, которые приходили на спектакли и знакомились с нами, абсолютно из разных профессий. В основном это обычные люди, с которыми у нас сложились хорошие человеческие отношения. Они были и есть нашими настоящими друзьями, потому что в искусстве нет настоящих друзей. Люди искусства очень ранимые, всегда сложно с ними. Я и Василий очень благодарны зрителю, который на тот момент нас поддерживал и помнит до сих пор. Это единственно, чем мы живём. Мне очень нравится пересматривать альбомы. Гастролей было очень много, объездили практически весь Земной шар, поэтому я даже не могу выделить что-то особенное для себя. Есть что вспомнить и очень многое.
— Но кроме страсти балерины к мужу и искусству, есть в вашей жизни и ещё одна любовь, может быть не совсем явная, но к политике. В течение четырёх лет вы были депутатом Госдумы. Какое у вас собственное мнение о политической арене?
— Я творческий человек, который вошёл в такую серьёзную структуру, где нужны были знания, связанные именно с моей сферой деятельности. Конечно, я окунулась в работу с полной отдачей. Решала много вопросов, связанных с Красноярском. Многие серьёзные вопросы решала для Красноярского театра оперы и балеты — это и ремонт, и реставрация. Но, я могу сказать одно, что мне постоянно приходилось думать. Моя голова постоянно была занята законопроектами. Совмещать это с творчеством было очень тяжело. Я точно знаю, что какой я вошла в структуру, такой оттуда и вышла. Потому что там людей лепят, как из пластилина, и сломаться можно быстро.
— Что ж, Наталья Михайловна, вы знаете, о чём говорите. В вас есть чёткое представление, как добиться поставленных целей. Что можете пожелать начинающим балеринам?
— Любить надо свою профессию, потому что мы были фанатами. Сейчас фанатов очень мало, и я считаю, что именно в сфере искусства нужно быть фанатом. Если ты хочешь достичь больших вершин, то никуда без этого. Распыляться не получится, приходится выбирать. Думать надо о деле, тогда будет и уникальность.
Анастасия РУДАКОВА
KrskPlus.ru, 6 июня 2012 г.